Пока ломаются копья, то есть ведутся споры о том, как лучше распорядиться бюджетом, на что выделить деньги в первую очередь, в стране катастрофически снижается уровень культуры, которая до сих пор у нас финансируется по остаточному принципу.
Однако все помнят, что театр всегда был нашей визитной карточкой наравне с успехами в освоении космоса.
Цивилизованный мир до сих пор завидует российской системе репертуарных театров и театральному образованию (такого нет ни у кого), самые великие голливудские актеры признаются, что учились по Станиславскому. Но все наши достижения в области культуры сегодня под угрозой. Особенно сложно приходится провинции.
Народный артист Российской Федерации Евгений Миронов несколько лет назад возглавил Театр Наций. Принимая на себя нелегкий груз руководства, своим главным мотивом прославленный артист, родившийся и выросший в российской глубинке, посчитал поддержку провинциальных театров: «Я представляю интересы театров малых городов. Меня давно беспокоит состояние культуры там. Из всех городов Российской Федерации подавляющее большинство (935 из 1099, если говорить точно) – малые города с населением до 100 тысяч человек, и только в 95 городах из них существуют театры!»
Муниципальные театры в провинции существуют довольно обособленно, у них нет средств, чтобы выезжать на фестивали, на гастроли, и, замкнувшись в своем театре и в своем маленьком городе, актеры и режиссеры подчас годами не имеют возможности повышать свою квалификацию. Экспериментировать с собственным репертуаром театр также не рискует, обычно ставится «беспроигрышная» классика или легкие комедии для привлечения публики. Однако полноценно театр не может существовать вне времени, вне современной драматургии. Театр не должен быть местом, куда бегут от настоящей жизни, он, по сути, призван помогать разбираться в сложных проблемах бытия. Человеку непросто существовать в современном мире, и театр способен помочь ему найти себя.
Проект поддержки театров малых городов существует второй год и включает проведение выездных семинаров-лабораторий. На помощь местным театрам из Москвы приезжают квалифицированные педагоги по сценической речи и сценическому движению, которые в течение недели проводят профессиональные мастер-классы для актеров труппы. Тренинги полезны как для актеров, давно окончивших театральное училище, так и для молодых. Помогает лаборатория и в формировании репертуара: театру заранее высылается большое количество современных пьес и предоставляется возможность выбрать несколько из них для эксперимента. Вслед за тем молодые режиссеры, ученики известных мастеров, трудятся над эскизами спектаклей по выбранным пьесам с актерами местной труппы. Это полезная практика для обеих сторон: молодые режиссеры шлифуют свое мастерство (им не нужно стоять в очереди в столичные театры, они могут сразу реализовать свои замыслы), а провинциальные театры приобщаются к новой драме и современному театральному языку, привлекая при этом в свои зрительные залы новую публику, молодежь.
«Семинар-лаборатория – это синтез молодой режиссуры и современной драматургии, зарекомендовавший себя как эффективный экспресс-метод», – объясняет помощник художественного руководителя Театра Наций, куратор проекта Елена Носова. Подобные семинары-лаборатории уже проводились в нескольких российских городах.
После заседания Президентского совета по культуре Евгений Миронов отметил в недавнем интервью «Российской газете», что проблемы все равно остаются:
«Общежитий для артистов нет, зарплата народного артиста – пять тысяч рублей и так далее. Владимир Путин объявил о том, что четыре миллиарда нашел в бюджете, чтобы повысить хотя бы на 30 процентов зарплаты работникам культуры. Я бы очень советовал направить эти деньги на поддержку провинции, в частности театров малых городов. Сколько процентов территории мы теряем, обделяя людей культурой? Почти 90! Что будет со страной с таким количеством необразованных людей? Я хочу, чтобы президент сигнализировал обществу, что образованные люди – это опора России. По крайней мере так везде в мире. Оттуда, где есть театр, есть культура, люди не уезжают. Более того, приезжают новые люди. Театр становится градообразующим центром».
В конце октября очередная лаборатория проводилась Театром Наций в Магнитогорске. В Драмтеатр имени Пушкина приехала группа режиссеров, педагогов и театроведов во главес экспертом всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» Олегом Лоевским. Семинар привлек к себе внимание: местная пресса писала о необычном эксперименте с актерами, режиссерами и зрителями. За четыре дня четыре молодых режиссера из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону сделали полноценные эскизы спектаклей по современным пьесам. Из шестидесяти пьес, присланных на выбор Олегом Лоевским, художественный руководитель театра Максим Кальсин отобрал четыре. На показе эскизов в зале не было свободного места, спектакль смотрели не только зрители, но и все сотрудники театра. По окончании каждого спектакля проходило обсуждение со зрителями, режиссерами и артистами, а потом – голосование. Публике был предоставлен выбор: либо оставить все как есть, потому что это – полноценный спектакль и его уже можно показывать в театре, либо доработать эскиз, чтобы включить этот спектакль в репертуар, либо не продолжать работу. Магнитогорские зрители большинством голосов решили, что три новых спектакля они хотели бы видеть в репертуаре своего театра.
Лаборатория эта, как и предыдущие, прошла успешно, но проблема в том, что она не в состоянии решить все проблемы Драмтеатра им. Пушкина.
«Культура в российской глубинке держится на энтузиастах. И местные власти слишком часто оказываются глухи к ее проблемам. У меня ощущение, что некоторые чиновники ходят в танковых шлемах – до них очень трудно докричаться», – отмечает Евгений Миронов.
Может, на театр обратит внимание руководство знаменитой Магнитки? Ведь в свое время он (как и все остальное здесь) появился именно благодаря градообразующему предприятию. В конце 20-х годов ХХ века началось строительство Магнитогорского металлургического завода. Уже в 30-х годах в Магнитогорске открылись не только первая школа, педагогический институт, кинотеатр, аэроклуб, музыкальное училище, но и театр. Сегодня ММК успешно поддерживает хоккейную команду. А что если гигант тяжелой промышленности позаботится не только о спорте, но и о театре, раз сегодня у государства не хватает ресурсов?
Евгений МИРОНОВ: Человеку непросто существовать в современном мире, и театр способен помочь ему найти себя