касса +7 (495) 629 37 39
сегодня
20:00 / Малая сцена
завтра
19:00 / Театр им. Вл. Маяковского, ул. Б. Никитская, 19/13
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад

Выпуск №2-232/2020, Мастерская

Никогда не чувствовала себя снобом. Однако... Отправляясь на очередную Театральную лабораторию по современной драматургии, которую в рамках программы поддержки театров малых городов России проводит вот уж который год Театр Наций с помощью Министерства культуры РФ, я узнала, что Крымский ТЮЗ всего пару сезонов назад получил статус государственного профессионального театра. А прежде был Международным детским центром «Золотой ключик». Самодеятельность люблю не очень. В силу ее обычной однообразности.

Насторожила и выисканная в сети информация, что «Золотой ключик» как создан был в 1987 году супружеской парой Нины и Олега Пермяковых, так и продолжает быть семейной компанией. Главным режиссером КрымТЮЗа стала Анастасия Пермякова, а художественным руководителем Андрей Пермяков. Насколько этот варящийся больше 30-ти лет в собственном соку театральный организм открыт новому?

Оценила, что арт-директор лаборатории Олег Лоевский пригласил в Евпаторию только опытных, испытанных бойцов, режиссеров, прошедших уже десятки лабораторий и умеющих работать с актерами: Михаил Заец - руководитель Ростовского академического молодежного театра, Радион Букаев - главный режиссер Казанского ТЮЗа, Георгий Цнобиладзе - рекордсмен по участию в лабораториях. Интересно, что им удастся сотворить со столь разнородной труппой, собранной к новому сезону из воспитанников «Золотого ключика» и новым пополнением из театров Орла, Курска, Самары, Петрозаводска, Таганрога, Уфы. После завершения лаборатории даже как-то стыдно перечитывать строки о таких моих сомнениях...

Цепь невысоких домиков, протянувшаяся вдоль улицы, никак не напоминает театральное здание. Но стоит войти, как обнаруживается два уютных и вполне вместительных зала, фойе с эстрадой, внутренний дворик с возможностью повесить театральный свет, и даже мини-амфитеатр под открытым небом. Освоен каждый метр, и всюду жизнь. Театр продолжает вести унаследованные от детского центра студии: драматическую, танцевальную, музыкальную - и все бесплатные. Устраивает международный фестиваль «Земля. Театр. Дети». И репетирует, репетирует, репетирует. Сколько семей Евпатории поучаствовали в бурной жизни КрымТЮЗа и стали его верными зрителями?

Семейственность, кстати, этому театру в таком нон-стоп режиме работы очень к лицу. Причем, не только семьи Пермяковых. Кажется, что тут все живут семьями вместе с детьми мал-мала-меньше, которым не возбраняется носиться по всем причудливым закоулкам здания. Ах да, еще про самодеятельность... Все воспитанники студий, решившие связать свою жизнь с театром, отправляются в вузы Саратова, Орла, Ярославля и возвращаются с дипломами и неплохой профессиональной школой. А уж как отлажена работа цехов, в полной мере оценили участвовавшие в лаборатории режиссеры. По правилам лаборатории, из полусотни присланных на выбор современных пьес театр сам выбирает те, по которым будут сделаны эскизы. КрымТЮЗ отобрал три, интересные для публики всех возрастов.

Первым эскиз по пьесе Николы МакОлифф «Юбилей ювелира» представил Михаил Заец. В его прочтении сюжет о том, как ювелир шестьдесят лет ждал в гости королеву Англии, стал милой, уютной, домашней историей ожидания чуда и веры в него. Терзания жены ювелира Хелены, вынужденной все шестьдесят лет жить с любимым мужем, который грезит о другой, превратились у актрисы Татьяны Бойко в трогательное любование причудами супруга. Да и добродушный шутник ювелир Морис в исполнении Валерия Корчанова никаких терзаний вызвать и не мог. Всю жизнь он готовился к празднику. Разорение, старость, смертельная болезнь могли лишь осложнить подготовку, но никак не омрачить саму встречу. Перемена случается только с сиделкой Кэти. Марина Щетинина мягко ведет свою героиню от нейтрального выполнения оплачиваемых обязанностей к нежной привязанности к двум старикам, ожидающим чудо.

Георгий Цнобиладзе так увлекся обаянием молодых актеров Романа Рыжова и Дарины Шарпило, что отказался от мистики девяти дней романа юноши с девушкой-смертью, описанного в пьесе Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте». Вся фантазия режиссера ушла на придумывание девяти свиданий, одно романтичней другого. Влюбленные то зажигали свечи, то проступали тенями на запотевшем стекле, то вдвоем плескались в ванной, наполненной яблоками - красота! Легкие, органичные, тонко чувствующие друг друга актеры очаровали зал. Зрители готовы были и больше девяти вариаций смотреть. Тем более, что сама тема «девяти дней» в эскизе быстро потеряла значение.

Завершал лабораторию эскиз по пьесе Алексея Житковского «Горка». Радион Букаев не стал выискивать вторые планы в истории воспитательницы детского сада Насти, у которой новогодний «утренник горит» и ледяная горка не залита. Подготовка к празднику превращается в настоящий кошмар, в угрозу и этому празднику и самой жизни Насти. Все не клеится, каждый - и дети, и любимый мужчина, и коллеги - дуют в свою дуду, не слушая друг друга. В эскизе Букаева - в прямом смысле слова. У каждого персонажа свой инструмент - от флейты до тубы, все стараются, но производят неимоверную какофонию. И лишь в финале возникает общая мелодия. Пока неясно, почему вдруг она возникает. Разлад у режиссера получился ярче гармонии. Однако пьеса и по первому плану зрителей зацепила. А актерам дала много сочных ролей.

Какой из эскизов КрымТЮЗ решит доводить до премьеры, станет известно позже. Зрители в подавляющем большинстве проголосовали за то, чтобы все три вошли в репертуар театра. Лаборатория стала прекрасным началом нового сезона.

Никола МакОлифф «Юбилей ювелира», режиссер Михаил Заец