«Поленово» - уникальное место в пространстве мемориальных музеев-заповедников России. Здесь обитает дух Василия Дмитриевича Поленова - великого художника и созидателя, создавшего этот райский островок природы, красоты, поэзии, искусства и культуры, сохранившийся в неприкосновенности по сегодняшний день. Усадьба, переданная без малого век назад в пожизненное пользование художнику и его семье, по сей день сохраняется в первозданном виде. Переступая порог Большого дома, где и сегодня предметы мебели, интерьера, коллекция картин размещены, расставлены и развешены, как это было при Василии Дмитриевиче, а из больших итальянских окон в черных рамах, словно обрамляющих прекрасные пейзажи, открываются те же виды, на которые сто лет назад смотрел сам художник, начинаешь ощущать непреходящую силу бытия.
Именно на этой необыкновенной по своей ауре и атмосфере территории покоя, умиротворения и несуетности прошла Лаборатория по современной драматургии, организованная Театром Наций под руководством Евгения Миронова (при поддержке Министерства культуры РФ). Пять дней трое молодых, но уже достаточно известных режиссеров - Елизавета Бондарь, Кирилл Сбитнев, Владимир Данай (Смирнов) и артисты Московского областного театра драмы и комедии (Ногинск) и Молодежного театра города Узловая подготовили эскизы и представили их в природных «сценических» интерьерах, то есть, на фоне удивительной поленовской природы. Освоение нетеатральных пространств - один из форматов лабораторной программы Театра Наций. И даже традиционные актерские тренинги - в данном случае занятия по сценической речи - педагог Санкт-Петербургского театрального института, актриса Молодежного Театра на Фонтанке Людмила Бояринова проводила на пленэре.
С артистами Областного театра драмы и комедии из города Ногинска, вступившего в новый период своей творческой жизни (полгода назад его возглавил новый художественный руководитель Михаил Чумаченко), работали Елизавета Бондарь и Кирилл Сбитнев.
По образованию режиссер музыкального театра, Бондарь обладает безупречным слухом на мелодику спектакля, зачастую выстраивая свои постановки как музыкальные партитуры. Работая над вербатимом «Про любовь», темой которого стали «Он и Она», во всей палитре взаимоотношений мужчины и женщины, режиссер последовала тем же принципам. Размышлениям и рассуждениям о любви Елизавета Бондарь нашла особую тональность. Локацией была выбрана укромная поляна, на которой выясняют, пытаются строить и даже оборвать отношения две семейные пары.
Действие ее эскиза начинается с прихода молодого усталого мужчины домой. При том, что единственным предметом мебели стала обычная садовая скамейка, а телевизор заменила большая картонная коробка, режиссеру удалось передать «душную» атмосферу жилища современного среднестатистического человека, чье вечернее времяпрепровождение ограничено передвижением от холодильника к дивану и обратно. Молодой человек приходит с работы, автоматически закидывает какую-то пищу в рот, кормит и выгуливает игрушечную собачку, включает «телевизор» и, лениво жуя, увлеченно смотрит что-то вроде мини-сериала или ситкома, где выясняют отношения ОН и ОНА, любовники, встречающиеся в гостинице. Зрители не видят экрана, а только слышат их диалог, больше похожий на состязание амбиций, чем на любовное рандеву. Основная тема разговора - как рассказать о любовной связи своим ничего не подозревающим супругам. Мужчина у телевизора настолько увлекается перипетиями сюжета, что сам начинает ощущать себя героем сериала, который собирается поговорить с женой, вдруг, совершенно неожиданно (как черт из табакерки), выпрыгивающей из коробки-телевизора. Разговор супругов артисты проводят ювелирно точно, следуя режиссерскому рисунку и найдя верную интонацию, где наряду с кажущейся индифферентностью слышна подлинная боль, что, в первую очередь, относится к обманутой жене. Внешне она не реагирует на признание мужа в обмане, только все более сосредоточенно смотрит куда-то вверх на кроны деревьев или в небеса, а потом совершенно спокойно «вонзает» в него нож. Впрочем, убийство здесь столь же «настоящее», сколь и игрушечная собачка. Упавший на садовую скамейку убиенный периодически меняет позу, укладываясь поудобней и даже пытается как-то поучаствовать в дальнейшем действии, когда на «ринг» выходит уже другая пара, ведущая свой словесный поединок с тем же театральным изяществом. Главное в эскизе не то, о чем говорят супруги, а то, как их взаимоотношения подаются режиссером. Исполнители существуют в полуотстраненной манере, фразы произносят почти автоматически, похоже, они не очень-то и слышат друг друга, но их голоса создают слаженную мелодическую партитуру. Люди, для которых телевизор стал не только единственным источником знаний, но и эмоциональных переживаний, теряют способность к коммуникации. Наблюдать за перепадами настроений двух пар, тем не менее, интересно. Остается, как это не прозвучит банально, вспомнить притчу Немировича-Данченко о расстеленном коврике, на которой выйдут два талантливых актера, начнут играть, и это уже будет театр.
Суетности нашего времени попытался противостоять и петербуржец Кирилл Сбитнев, главный режиссер Новой сцены Александринского театра. Он работал над эскизом пьесы испанско-каталонского драматурга Жорди Гальсерана «Канкун», от которой постановщик отошел достаточно далеко, создав на ее основе почти самостоятельное произведение. Считается, что творчество Гальсерана отличается психологической сложностью, но, по сути, его драматические произведения - это хорошо сделанные пьесы, и при крепкой режиссуре коммерчески успешны. «Канкун» - один из самых престижных курортов Мексики, где отдыхают две семейные дружные пары, герои пьесы. Изрядно выпив шампанского, они начинают откровенничать. Один из мужей вспоминает как они с его благоверной однажды посетили свингер-клуб, где супруги меняются партнерами. А одна из жен, вспомнила, как, когда они еще только женихались, выступила в роли мойры. Она совершила поступок, благодаря которому их две семейные пары сложились именно так, как они сложились. Хотя, если бы двадцать пять лет назад она не спрятала ключи от машины того, кто стал ее мужем, сегодня все могло бы быть и по-другому. Проснувшись утром следующего дня, разболтавшаяся накануне героиня обнаруживает в своей спальне мужа подруги, который уверяет, что он и есть ее законный супруг, в чем героиню в дальнейшем пытаются убедить и двое других участников вечеринки. Даже в финале не становится до конца понятно, кто же кому на самом деле муж, а кто кому жена. Помимо этого, в пьесе много откровений и саморазоблачений: оказывается, что обе пары, прожившие совместно четверть века, отнюдь не так уж и счастливы и так далее. Сбитнев не стал вникать в сложности их взаимоотношений, а отдал этот сюжет телевизионному сериалу, который смотрят две женщины и двое мужчин в белом исподнем, судя по всему, обитатели психиатрической лечебницы. Телевизор, как и в эскизе Бондарь, стоит тылом к зрителям, и мы слышим только голоса героев, как в радиоспектакле, но здесь тоже важны не слова, а реакции чудаковатой компании, идентифицирующей себя с людьми на экране. Поначалу наблюдать за ними, пытаясь узнать, кто из них есть кто, довольно интересно, особенно зная содержание пьесы. Но вскоре их эксцентричные оценки начинают приедаться. Впрочем, однообразное течение действа разнообразят рекламные паузы, после которых четверо безумцев, для которых вся жизнь сосредоточена в деревянном ящике, с вожделением извлекают из него продвигаемые продукты - помаду, галстук, парик, что-то еще. В какой-то момент режиссер обрывает сюжет, выскочив из перипетий «сериала» и заканчивает свой эскиз массовым «кровопролитием». Окончательно сойдя с ума от этих телеиспытаний, один из героев, брутальный мужчина, раскрасив себя извлеченной из любимого ящика помадой и нацепив парик, по одному приканчивает своих сотоварищей. Так что Сбитнев нанес сокрушительный удар по массовой культуре, оставив Гальсерана с его психоделикой в стороне, что вряд ли соответствовало надеждам театра, связанным с пьесой, но дало возможность артистам попробовать себя в новом качестве: почти час просуществовать без слов, не теряя при этом внимание зрителей. Собственно говоря, для тренингов, проб и ошибок и существует лабораторное движение.
И, наконец, третий эскиз «Племя» - тоже вербатим и тоже о «ней» и о «нем», вернее, о «них». Над ним с артистами Молодежного театра города Узловая работал режиссер Владимир Данай (Смирнов), ученик Сергея Женовача. Сюжет наследует аристофановской «Лисистрате» и прочим произведениям о женских бунтах против мужчин. Правда, в отличие от героинь древнегреческого драматурга, русские женщины решили лишить мужиков деревни не женской ласки, а водки, объявив сухой закон. И эта такая же непримиримая война, как антимилитаристская, затеянная Лисистратой, чье имя в переводе с греческого означает «остановившая войну». Женщины деревни вступают в борьбу с местными торгашами и представителями власти, депутатом и милиционером, одним словом, со всем миром, в шкале ценностей которого водка, даже по сравнению с телевизором, занимает первое место. Случайно героини поджигают местный магазин, после чего им уже некуда отступать. И их противостояние, в котором есть и наивное, и смешное, отмечено трагической серьезностью и глубокой сосредоточенностью. Режиссер предложил героиням мизансцены, которые они не меняют на протяжении всего эскиза. Три отрешившихся от житейской суеты женщины, твердо стоящие на своем, застывшие в покойных позах, которые они не меняют на протяжении часового действа, напоминают древнегреческих жриц и... немножечко шекспировских ведьм. Суетящиеся вокруг мужчины выглядят рядом с ними ничтожной мелочью. И хотя совершенно понятно, что им не победить, «плетью обуха не перешибешь», сила духа и уверенность этих женщин оставляют сильное впечатление, благодаря очень точному существованию актрис и верно найденному тону, на фоне окружающей природы - естественной и возвышенной.
P.S. Остается только назвать всех актеров, участвовавших в показах: Михаил Анисимов, Ольга Сальникова, Евгения Баринова, Игорь Бондаренко («Про любовь»), Екатерина Крыкова, Олег Мошкаркин, Марианна Лукина, Валентин Терехов, Роман Чумаков («Канкун»), Ольга Фатуева, Алина Рощупкина, Анна Чукина, Сергей Чармусов, Роман Федунец, Юрий Корнеев, Илья Кольцов, Антон Липин («Племя»).