Лаборатория энтузиастов
Драматический театр Нижнего Тагила в 2017 году стал участником Лаборатории, проводимой командой Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. Весь коллектив театра признал это своей большой удачей. Действительно, малых городов сотни, а Лабораторий проводится лишь пять-семь в год. В этом году запланировано шесть лабораторий в разных городах России от Уссурийска до Северодвинска. При этом Лаборатории – только часть совместной федеральной Программы поддержки театров малых городов, которую вот уже несколько лет Театр Наций проводит с Министерством Культуры России, существует еще давно ставший знаменитым и долгожданным для театральной России Фестиваль театров малых городов.
В Нижнем Тагиле команду из Театра Наций ждали с нетерпением и тут же повели знакомиться с театром. История Нижнетагильского драматического театра (НДТ) начинается с заводского театра, основанного в девятнадцатом веке (1862 год). Сам город на Среднем Урале возник, благодаря заводам династии купцов Демидовых (впоследствии получившим дворянский титул), организовавшим знаменитое (даже за пределами) России производство возле богатых месторождений железных руд. На территории завода театр расположился в деревянном здании, в нем играли энтузиасты-любители. Впоследствии, из-за боязни пожара администрация переместила театр в каменное здание. С небольшими перерывами спектакли шли примерно шестьдесят лет. Статус государственного Нижнетагильский театр получил 8 мая 1946 года. Открывались спектаклем «Оптимистическая трагедия». На протяжении всей истории в театре служили люди, преданные искусству. В 1955 году Театр переехал в новое шикарное здание, специально для него возведенное в центре города. НДТ в городе всегда любили и ходили с удовольствием. Сегодня, говорят, на многие спектакли попасть невозможно, есть недовольные, которые жалуются по этому поводу властям.
17 апреля 2017 года в Нижнем Тагиле начала свою работу выездная творческая Лаборатория по современной драматургии. Организаторы Лаборатории: арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский и Елена Носова – куратор театральных проектов Государственного Театра Наций, помощник художественного руководителя Евгения Миронова, привезли в Нижний Тагил команду молодых и талантливых режиссеров. Вячеслав Тыщук – выпускник ГИТИС (мастерская Марка Захарова, 2008 год). Владимир Смирнов – Щепкинское театральное училище (2004 год, мастерская Николая Афонина) и ГИТИС (2014год, мастерская Сергея Женовача). Дмитрий Зимин – выпускник ЕГТИ (мастерская Андрея Неустроева, 2012 год).
По условиям лаборатории, театру заранее выслали несколько десятков пьес, из которых художественное руководство театра выбрало три подходящих для своей труппы и распределило роли. Меньше, чем за неделю «лабораторной работы» молодые режиссеры должны были создать эскизы трёх новых спектаклей по следующим пьесам: «Метель» Василия Сигарева по мотивам повести Александра Пушкина, «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович и «Случай на станции Кочетовка» Александра Солженицына в сценической редакции режиссера Вячеслава Тыщука. Первый день Лаборатории начался с выбора каждым режиссёром места, в котором будет показан его спектакль. Владимир Смирнов выбрал для эскиза «Метели» театральный гардероб, Дмитрий Зимин предпочел декоративный цех, куда в обычное время не ступала нога зрителя. Вячеслав Тыщук решил инсценировать рассказ Солженицына на сцене большого зала, где, в итоге, рассадят и зрителей. Таким образом, в эксперименте приняли участие даже театральные помещения.
Однако лабораторная работа состоит не только из репетиций новых спектаклей, но и из мастер-классов, тренингов, индивидуальных консультаций. Каждый день Лаборатории начинался с мастер-классов по сценическому движению и сценической речи, которые проводили Вячеслав Белоусов - доцент, заведующий кафедрой пластической выразительности актера Екатеринбургского государственного театрального института, и Ксения Кузнецова - доцент кафедры актерского мастерства, сценической речи Всероссийского государственного института кинематографии.
Затем режиссеры разбирали материал с артистами труппы, расставляли необходимые акценты, выстраивали рисунок каждой роли, исходя из индивидуальных возможностей артистов. Обязательное условие Лаборатории – представить пьесу не в отрывке, а целиком, пусть и в слегка сокращенном виде. У режиссеров были помощники, предоставленные театром, которые помогали держать связь с техническими службами - свет, звук, костюмерный цех, рабочие сцены и т.п. В работу включился практически весь коллектив Нижнетагильского драматического театра. В результате, через несколько дней были подготовлены три полноценных эскиза.
В финале на показы пригласили публику. По окончании спектаклей, зрители участвовали в открытом обсуждении и голосовали за дальнейшую судьбу каждого эскиза. Театралы с удовольствием опускали разноцветные шарики на дно двух пробирок «на штативах»: «Лаборатория так лаборатория», - решили в театре. Голосовали за «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».
Первый экзамен пришлось сдавать режиссеру Владимиру Смирнову. Пьесу «Метель» уральский драматург Василий Сигарев перекроил из прозы из пушкинских «Повестей Белкина». Владимир Смирнов подошел к пьесе творчески и между «старой» классической повестью и «новой» драмой нашел нечто свое новое эфемерное хрупкое. Нижнетагильские актеры доверились молодому режиссеру и раскрылись с неожиданной для земляков стороны. Оказывается, определенное амплуа – не пожизненный приговор. Актриса Екатерина Сысоева, бывшая травести, в «Метели» сыграла Марью Гавриловну, и после показа, что называется, «проснулась знаменитой». Ее Маша – живая, спонтанная романтическая девушка так быстро взрослела, так искренне страдала, что зрителей всерьез обеспокоились ее дальнейшей судьбой. В «Метели» Смирнова случилось еще несколько актерских удач: Прасковья Петровна (Татьяна Исаева) и подружка Маши К.И.Т. (Таиса Краева).
Очень остроумно использовал режиссер пространство театрального фойе с его великолепными деревянными дверями, на полтора часа превратившимися в двери родительского дома и двери запорошенной, завьюженной метелью, богом забытой церквушки. Метель – стихия (возмездие), в неразберихе которой меняются (ломаются) судьбы молодых людей, пытающихся своей волей противостоять Року. От "Метели" в восторге были не только зрители, но и все участники спектакля, получившие удовольствие от кропотливой и тщательной работы с Владимиром Смирновым. В итоге зрители поставили оценку "отлично", проголосовав почти единогласно за то, чтобы эскиз был доработан и вошел в репертуар театра.
Следующий экзамен сдавали актеры, подготовленные режиссером Дмитрием Зиминым. «Земля Эльзы» - не самый сильный текст Ярославы Пулинович, но в пьесе прописаны такие прекрасные роли, которых всегда не достает возрастным актерам. «Любви все возрасты покорны» - кажется банальным, пока не касается лично тебя или близких людей. Пожилые люди тяжело переносят одиночество, а тут… приходит настоящее, не пережитое в юности чувство. Как к этому отнесутся окружающие, достойную пару пожилых влюбленных не волнует, но, оказывается, возникает препятствие: взрослые дети против счастливого будущего стариков и считают нормальным вмешиваться в судьбу родителей.
Красивые туфельки и яркое платье приносят Эльзе (Наталья Соничкина) лишь краткую радость, зато будоражат всю деревню. Здесь конфликт не столько поколений, сколько поэзии любви и прозы жизни. «Подружки» из хора (Нелли Саловская, Татьяна Дунаева), дочь (Ирина Вакуленко), внучка (Любовь Тимофеева) – все в шоке. Вне себя от ярости невестка Василия Игнатьевича (Василий Саргин) Изабелла (Ирина Цветкова). Очень смешно и точно реагирует на происходящее сын Василия Виктор (Василий Мещангин) – такой же добрый и тихий, как отец, только под пятой жены превратившийся в пародию на мужчину.
Вот эпизодическая роль, а какой живой рисунок и узнаваемый образ. Удивительной в этом эскизе Зимина предстала продавщица Марина (Юлия Безноскова). Она – единственная, кто восхищается Эльзой, и, как добрый ангел, пытается помочь влюбленным. Спектакль получился живым, эмоциональным, чувствительным. Даже фотографию умершего мужа Эльзы удалось оживить режиссеру Дмитрию Зимину – портрет Петра (Александр Долматов) не только прячут в шкаф, а затем уносят в другой дом, он еще успевает сыграть на аккордеоне щемящую мелодию, лейтмотив спектакля. В обсуждении эскиза приняли живейшее участие не только старшее поколение зрителей, но и молодежь, признавшаяся, что теперь впору задуматься об отношении к старикам.
Окончилась Лаборатория работой Вячеслава Тыщука «Случай на станции Кочетовка». Рассказ Александра Солженицына имел счастливую судьбу: случайно попав на страницы газеты «Правда», они никогда не был запрещен, в отличие от других произведений писателя. Режиссер сам инсценировал рассказ и придумал сценографию. Пока зрители «обживали» большую сцену, на экране, отгораживающем сцену от зала, горячился черно-белый «Чапаев». Категоричность комдива, наивная вера в победу «наших», знаменитое советское патриотичное кино, что лучше могло иллюстрировать документальный рассказ о лейтенанте Зотове – человеке новой формации.
Молодой человек посылается во время войны мелким служащим на железнодорожную станцию. От него мало что зависит, но все же…. В бездушной бюрократической машине, перемалывающей все, что не по уставу, можно попытаться остаться человеком. Зотов (Дмитрий Кибаров) не выдерживает. Маленький человек, большая война, неразбериха, ужасное время.
Молодой артист Кибаров блестяще справился с большой ролью. Неуверенность и растерянность, стиснутые жесткими инструкциями и отчаянной верой в коммунизм делают свое дело. Пытаясь вначале помочь некоему Тверитинову (Игорь Булыгин), проникаясь симпатией к этому непонятному ему интеллигентному человеку, Зотов все же совершает предательство, бдительно сдав незнакомца – НКВД, то есть той самой бездушной машине. Самая важная фраза в финале: «Никогда потом во всю жизнь Зотов не мог забыть этого человека».
Мощная история зацепила зрителей. Молодые люди, учитель истории, библиотекарь, гости из Екатеринбурга, участвующие в обсуждении, сказали, что такие спектакли крайне важны, чтобы лучше знать и понимать прошлое страны… Директор театра Ольга Анисимова была очень довольна и выразила благодарность режиссеру за выбор материала и талантливую постановку. В спектакле ярко и точно обозначили свои персонажи актеры театра – Сергей Зырянов, сыгравший сразу несколько ролей, Мария Харламова, Олег Токарев и др. Даже в эпизодических ролях чувствовался сплоченность и энтузиазм, было заметно, как актерам нравилось работать.
Театральный эксперимент можно считать абсолютно успешным, и, если режиссеры смогут закончить работу над спектаклями, то в афише НДТ засверкают сразу три новых премьеры.
На прощание, молодые режиссеры сказали несколько слов о работе в НДТ.
Владимир Смирнов:
- Здесь очень хорошая атмосфера в театре, отличная труппа. Не было никаких трудностей, полное взаимопонимание, никто никуда не бежал, не смотрел на часы. Это важно. Конечно, хочется сюда вернуться и доделать этот эскиз, может, и еще какую-нибудь работу затеять. В Нижнем Тагиле очень хорошая публика. Тут неожиданно приятная атмосфера, неожиданно - потому что я ничего не знал про Нижний Тагил.
Дмитрий Зимин:
- Я очень рад, что у меня получился с актерами полный контакт, что они мне поверили. Для эскиза мне очень важно было найти живое рабочее место, как только я его нашел, все встало на свои места. Очень было интересно поработать с возрастными актерами, которые не сразу восприняли пьесу. В процессе работы менялись отношения между поколениями, уменьшился разрыв, они стали лучше понимать друг друга.
Вячеслав Тыщук:
- Для меня режиссура начинается с выбора материала. Здесь было очень важно, что я сам выбрал рассказ Солженицына. Я давно хотел его поставить, и театр пошел мне навстречу. В труппе прекрасные актеры, с которыми можно сделать все, что угодно. В театре вообще все службы отлично работают, надеюсь, что у них так круглый год, а не только во время Лаборатории. Очень позитивное впечатление осталось от Нижнего Тагила.