Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Евгений Князев предложил перенять опыт у «Евровидения»

Такого ажиотажа Фестиваль театров малых городов России еще не видел. Подмосковная Коломна, где нет своего профессионального театра, на время стала настоящей культурной столицей. Сухим языком статистики сказать можно так: в город приехали коллективы из 16 городов от Выборга до Комсомольска-на-Амуре и за неделю показали свои 16 спектаклей. Кроме того, два спектакля были московские (вне конкурсной программы). А еще состоялось множество мастер-классов, экскурсий и актерских встреч…

Но дело, конечно, не в цифрах. С тех пор, как фестиваль стал проводиться ежегодно (напомним, в последние годы он проходил и в Балаково, и в Лысьве, и в Пятигорске), его влияние на театральный процесс стало весьма ощутимо.
Например, в сельское поселение Мотыгино Красноярского края добраться можно только летом (после паводка) и в мороз по зимнику. В остальное время населенный пункт фактически отрезан от внешнего мира, но каждый вечер на сцене местного театра загорается свет рампы и… происходит чудо. Чудо не только сценическое (когда на глазах у зрителей рождается мир), но и чудо оттого что в таких условиях вообще можно спектакль играть.  

 
Профессиональных артистов в коллективе мало, нет денег на полноценные декорации, не говоря уже о творческих командировках и гастролях, однако режиссер Дмитрий Турков в условиях этого аскетического минимализма поставил спектакль по Шукшину «Чудная жизнь», в котором не только замечательно решено пространство, разработана жанровая форма, но и раскрыт актерский потенциал. Спектакль по сути своей камерный, идет на пятачке, но зрители по окончании действия говорили, что у них защемило сердце от точного попадания в народные типажи и характеры. Стало быть, «спецэффекты» и прочие новаторства, без которых сегодня не обходится большинство столичных постановок, являются скорее данью моде, чем острой необходимостью. Об этом сказал «Театралу» и худрук Театра наций Евгений Миронов:


 – То как в провинции публика смотрит спектакли, передать невозможно. Ни капли снобизма! Совсем другой уровень театральной культуры. Они ведь не пришли «на звезду», как, например, в Москве и Питере, – они пришли за смыслами. И играть перед такой аудиторией гораздо важнее и интереснее.


В этом, кстати, одна из причин того, почему фестиваль, который в первые годы своего существования проводился в Москве, основательно переместился в провинцию. Но куда важнее его миссия – он повышает уровень маленьких театров.


– В глубинке, если говорить честно, не так много хорошего материала, – продолжает Евгений Витальевич. – Эксперты в течение года смотрят множество спектаклей, но собрать их в общий фестивальный «букет» весьма нелегко: страдает уровень постановок. Поэтому мы решили самостоятельно этот уровень поднимать – посылаем туда молодых режиссеров, которые проводят творческие лаборатории, ставят этюды. Затем на основе этюдов рождаются спектакли. Процесс непростой, но зато дает всходы…


На вопрос «Театрала», довольны ли вы результатом, худрук Театра наций ответил эмоционально:

 – До-во-о-лен! Потому что я знаю много коллективов, где эти зерна дали хорошие всходы. Это не значит, что абсолютно все театры, на базе которых проводятся наши лаборатории, непременно становятся участниками фестиваля. Вовсе нет! Но процесс идет в правильном русле: развивается актерское мастерство, режиссеры набирают силу, некоторые работают уже худруками. И, кстати, провинция, на мой взгляд, дает художнику больше шансов реализоваться в отличие от переполненной Москвы.


Так, например, уроженец Екатеринбурга Илья Ротенберг работал в театре монтировщиком, затем поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, окончив который стал главным режиссером Лысьвенского театра драмы (Пермский край). За год он поставил несколько спектаклей, а его «Игроки» в 2012 году получили гран-при Фестиваля театров малых городов и были показаны в Москве. А дальше все пошло своим ходом: режиссер поставил спектакль «Жанна» в Театре наций. Его сотрудничество со столичными актерами на этом не заканчивается, но сам он предпочел вернуться в провинцию и возглавляет в настоящее время Томский ТЮЗ.


За годы своего существования фестиваль открыл множество новых имен, помог артистам и режиссерам в творческом становлении. И теперь уже по традиции публика ищет в афише имена Дамира Салимзянова, Сергея Метелкина, Алексея Песегова, Дениса Бокурадзе и многих других.


– Сегодня корреспонденты мне задали вопрос: «А по какому принципу выбран город Коломна?» – сказал на закрытии фестиваля председатель жюри, актер Театра Вахтангова Евгений Князев. – Я искренне ответил, что не знаю, но, вероятно, потому, что Коломна очень красивый город, а коломенский кремль является символом России. И работать нам здесь было чрезвычайно комфортно.  


Сейчас я подумал: а почему бы нам не перенять опыт «Евровидения» и не сделать так, чтобы следующий фестиваль принимал город-победитель. Для этого нужно, чтобы тот край, та республика или та область, где находится город, позаботились и сделали это так, как сделали губернатор Московской области, глава города Коломны и худрук Театра наций. Таким образом мы сможем говорить о том, что в России театру уделяется не меньше внимания, чем эстрадному искусству.


И, перебивая аплодисменты, подытожил:
 – Все дни фестиваля я играл в игру, захотел бы я, как артист, участвовать в спектакле и тоже находиться на сцене. И часто отвечал на этот вопрос положительно. Многие спектакли меня эмоционально тронули – спасибо вам большое. В одной пьесе Островского стоит острый вопрос – что такое театр: искусство или ремесло? Вопрос вечный, поскольку ответа как такового не существует. Но я могу сказать твердо: если ты своим ремеслом занимаешься всерьез, если трудишься изо дня в день и не допускаешь фальши, то тогда ремесло превращается в искусство. Так вот, во многих малых городах России настоящее искусство есть. И этим я чрезвычайно горжусь.
Под занавес прощальное слово сказал и Евгений Миронов:
– Всегда грустно, когда фестиваль заканчивается. Но мы с вами знаем, что впереди год. И через год мы встретимся на 13-м фестивале. Где он будет проходить, я еще не знаю и никто не знает. Но по-моему, так хорошо, как в Коломне, еще нигде не было. Я бы только желал, чтобы и последующие фестивали проходили в таких условиях.
 
 
ЛАУРЕАТЫ XII ФЕСТИВАЛЯ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ 2014 
 
      «Лучший спектакль большой формы» – «Ромео и Джульетта» (Альметьевский татарский государственный драматический театр / Республика Татарстан, г. Альметьевск). Постановка будет показана в Москве на сцене Театра наций.
 
     «Лучший спектакль малой формы» – «Двое румын говорящих по-польски» (Калининградский областной театр юного зрителя «Молодежный» «Тильзит-Театр» /Калининградская область, г. Советск). Постановка будет показана в Москве на сцене Театра наций.
 
       «Лучшая женская роль» – Алина Костюк за роль Инес в спектакле Post Scriptum (Театр – студия «Грань» /Самарская область, г. Новокуйбышевск/)
 
      «Лучшая мужская роль» – Александр Карпов за роль Доктора Полякова в спектакле «Морфий» (Химкинского драматического театра «Наш дом» /Московская область, г. Химки)
 
     «Надежда» – коллективу Мотыгинского драматического театра /Красноярский край, п.г.т. Мотыгино/
       Приз главы города Коломна – спектаклю «Из жизни огней» (Драматический театр города Ельца «Бенефис» /Липецкая область, г. Елец)
       Приз губернатора – режиссеру спектакля «Васса» Алексею Песегову (Минусинский драматический театр /Красноярский край, г. Минусинск)

       От редакции
       Обзор фестиваля и детальный рассказ о постановках читайте на портале журнала "Театрал" в ближайшее время.