Молодой французский актер (а впоследствии известный философ) Альбер Камю в середине XX века взялся объяснить поведение одного из самых знаменитых в истории тиранов, возведя его имморализм в весьма занятную философскую систему. Но Камю не повезло с самого начала. Пьесу он написал в преддверии Второй мировой войны, а поставили ее впервые сразу после ее окончания, так что ни о какой философской отстраненности речи и быть не могло — пьеса о крахе тирана воспринималась публикой как антифашистская, и точка.
Не сказать, чтобы вопрос произвола власти нынче утратил свою злободневность, — совсем наоборот. Но Евгений Миронов как художественный руководитель Театра наций нашел беспроигрышный способ уйти от конъюнктурных решений — пригласил на постановку уникального литовского
Как обычно, Някрошюс привлек к работе соавторов из членов семьи: художник Мариус Някрошюс выстроил империю из шифера с триумфальной аркой по центру. Шифер — материал в данном случае правильный, ибо практически все действующие лица причастны к власти, то есть представляют собой крышу государства. Надежда Гультяева одела горстку патрициев в темные костюмы, которые с тогами роднит только длина — длинные одежды в различных культурах символизировали принадлежность их хозяина к знатному сословию. Калигула — Евгений Миронов, выхода которого с пущим нетерпением ждут не только верноподданные, но и весь зал, появляется
Поначалу покой Калигулы, только что потерявшего возлюбленную, кажется тем самым бессильным отчаянием, которое у обычных людей заканчивается бурной истерикой с проклятием богам и последующим примирением с ними. Однако довольно быстро становится очевидно, что Калигула, которого придумали Миронов и Някрошюс, — это резко повзрослевший от горя человек. Что разговоры об упразднении богов — не поза, а суть жестокого эксперимента над собственным сознанием, цель которого — он не лжет — чиста и бескорыстна: ни больше ни меньше полная свобода личности. Свобода от чувств прежде всего. И с этого момента начинается интеллектуальный театр — игра, в которую артист Евгений Миронов прежде не играл, хотя феноменальным даром убеждать обладала как минимум половина его персонажей. Теперь же Миронов предлагает публике внимательно следить за движением мысли его героя.
Первой отсекается мораль. „И к тому же заметьте, — изрекает Калигула буквально с порога, — что ничуть не более безнравственно обворовывать граждан открыто, нежели исподтишка, увеличивая косвенный налог на продукты, без которых они не смогут обойтись. Править — значит воровать, все знают это. Но можно это делать разными способами. Лично я хочу воровать открыто”. Говорит он это безо всякого вызова, как иной рассуждал бы о суточном меню. Затем объявляется война привязанностям — и прежде всего, дружбе и любви. Затем — богам. Словом, этот Калигула эпизод за эпизодом приближается к единственному своему подлинному врагу на пути к свободе — страху смерти. И выглядит при этом как канатоходец, который по очереди отбрасывает от себя все страховочные приспособления, пока у него не остается лишь тонкая нить, протянутая над бездной. В случае нашего героя это — нить логики.
Как известно, именно экзистенциалисты (к которым принадлежал Камю) внесли коррективу в биологическое определение вида человека — на месте „человека разумного” появился „человек думающий”. Ни в одной сцене выкладки рассудка мироновского Калигулы не выглядят демагогией, каждый его шаг — вопрос жизни и смерти. Логика каждого преступления (преступления — с точки зрения общепринятой морали) должна быть настолько безупречной, чтобы для переживаний не осталось места и чтобы самый строгий судья не мог выдвинуть цезарю обвинения в пристрастности. Решение не любить, чтобы потом не страдать, как минимум раз в жизни принимал каждый человека, но у кого ж достало сил его исполнить? Миронов ни в один момент не играет страдания и боли, но он играет искреннее самопожертвование во имя свободы и еще — такое предельное напряжение всех рецепторов психики, что довольно быстро становится понятен его ответ Геликону, пожелавшему, было, хозяину отдохнуть: „Это никогда уже не будет возможным”.
Этот Калигула в самом деле держит оборону против всего человеческого в своей природе
Каждое новое решение об убийстве и насилии Миронов предваряет проповедью — мудрой, спокойной речью перед сенаторами, а те, вместо того чтобы превратиться в прилежных учеников, о которых этот Калигула мечтает не менее яростно, чем о Луне, сбиваются в стадо и трясутся от страха. Как и любой спектакль Някрошюса, этот имеет жесткий пластический каркас. Конвульсиям — коллективным и индивидуальным — подданных противостоит пластика
Что до упомянутого диалога Кереи и Калигулы — это одна из ключевых сцен спектакля. Она поставлена Някрошюсом как дуэль — персонажи сидят на высоких
Именно магия личности Калигулы, харизма подлинного художника заставляют каждого из его приближенных так долго колебаться, прежде чем принять участие в заговоре. Животному страху смерти, который, собственно, и превращает высокопоставленных римлян сначала в безмолвствующий „народ”, а потом в убийц, не поддадутся до самого финала только двое (не считая Геликона) — спутница императора Цезония и его давний друг Сципион. Мария Миронова играет безграничную, жертвенную женскую любовь, по ходу действия превращаясь из цветущей жрицы любви в полубезумную весталку со всклокоченными волосами и темными, явно от неусыпного бдения, кругами вокруг глаз. Ее чувство характеризует фраза, в сердцах и в то же время с полным презрением брошенную сенаторам: „Вам, как и всем, у кого нет души, невыносим человек, у которого ее избыток”. Понимание Цезония находит только у Сципиона — он у Евгения Ткачука получается утонченным
Второй случай, который сразит Калигулу наповал, — сцена убийства Цезонии. Дело в том, что убийства в спектакле Някрошюса (а правильнее,
Само убийство выглядит так: Калигула ложится головой на шею Цезонии, ее тело несколько раз вздрагивает и успокаивается. Безусловно, эта сцена достойна попасть в антологию театральной лирики. И не случайно вокруг убитой Цезонии Калигула — Миронов раскладывает камушки, как в „Отелло” Някрошюса герой Владаса Багдонаса расставлял цветы вокруг убитой Дездемоны. Но самое важное тут — то, как Цезония принимает смерть. Без намека на страх, как монахи буддийских храмов. И не потому, разумеется, что поверила логике Калигулы, а потому что любила.
Это абсолютно нелогичное чувство сокрушает Калигулу разом и бесповоротно. И с той же мерой таланта, с какой Калигула карабкался вверх по лестнице, ведущей вниз, он себя разоблачает. Подкупающе честно, мучительно подбирая слова к тем переживаниям, что через минуту его убьют, Калигула констатирует: „Я боюсь смерти
Страшно
Это не та свобода
” Собственно ради этого вывода и ради того, чтобы он прозвучал со сцены безапелляционно, великий (без преувеличения) артист Евгений Миронов четыре часа кряду существует на таком пределе самоотдачи, примеры которому на современной сцене найти мудрено. Разве что там, куда отправляет своего героя Миронов. „В историю, Калигула!” — кричит он и бежит туда, где
Жанна Зарецкая
„Фонтанка.ру”