В Александровском театре драмы закончила свою работу лаборатория современной драматургии, проект «Театра Наций» под руководством народного артиста России Евгения Миронова, поддерживаемый Министерством культуры России. Во Владимирскую область этот проект, который работает с 2011 года, пришёл впервые.
На протяжении всей прошлой недели в стенах драмтеатра шла непрерывная работа. Помимо мастер-классов, тренингов и занятий по актерскому мастерству, тут готовились к показу трех эскизов спектаклей. И это оказалось не так-то просто. За пять дней труппа драмтеатра и режиссеры должны были подготовить и показать зрителям три спектакля, после показа зрители определяли, какой из них необходимо оставить в репертуаре театра. Цель этого проекта – познакомить творческие коллективы с новой отечественной и европейской драматургией и молодыми, но уже известными российскими режиссерами.
В Александров приехали: театральный критик, эксперт по современному драматическому театру, арт-директор лаборатории Олег Лоевский, куратор Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного «Театра Наций» Елена Носова, педагог по сценической речи и мастерству актера в Институте культуры (СПбГУКИ), актриса театра и кино Людмила Морозова, преподаватель сценического движения, режиссер по пластике Владимир Гончаров, актер театра и кино, режиссер Владимир Данай (Смирнов), театральный журналист, режиссер, фотограф Юрий Гончаров, главный режиссер Нижегородского ТЮЗа Алексей Логачев и главный режиссер Лысьвенского театра драмы им. А.А. Савина, номинант на «Золотую маску» Вера Попова, а также известный театральный критик Жанна Зарецкая.
«Две дамочки в сторону севера»
7 октября в Александровском театре драмы состоялся показ эскиза пьесы «Две дамочки в сторону севера», одна из самых популярных пьес Франции. Автор Пьер Нотт, кажется, смог сделать невозможное, совместить комедию и смех с печалью и драмой, и самое главное, показать взаимоотношение в семье. Пьеса рассказывает о двух сёстрах, которые ранее мало общались, но серьезная болезнь матери всё меняет, и вот они вместе пытаются справиться со сложившейся ситуацией. Вскоре их мама умирает, но завещает, что её прах должен быть развеян. Одна активная и импульсивная, другая спокойная и отчасти мечтательная, две сестры теперь должны не только придумать, где развеять прах матери, но наладить отношения друг с другом. Они решаются отправиться на север Франции и найти могилу отца, который умер ещё 25 лет назад, и именно там развеять прах. Их путешествие начинается… На этом фоне возникают как драматические, так и комичные ситуации, которые заставляют зрителя от души посмеяться, и в это же время задуматься о главном в жизни, о семье.
Несмотря на то, что главные роли в пьесе всё же написаны для взрослых актрис, в Александрове роли достались молодым актрисам Татьяне Бондаренко и Юлии Вальцефер. Они настолько справились с поставленной задачей, что уже спустя 10 минут ты забываешь о возрасте актрис и полностью погружён в историю. Часовой эскиз спектакля проходит незаметно, и ты, как зритель, уже хочешь увидеть его полностью, доработанным. Режиссер Алексей Логачев, ставив этот эскиз, смог не только правильно показать эту историю, но продумал всё до мелочей. К слову, показ эскиза проходил в необычном формате, не в зрительном зале, а в фойе театра, и это сыграло в пользу пьесы.
После показа состоялся «разбор», эксперты совместно со зрителями постарались увидеть как минусы, так и плюсы не только самой истории, но и того, как отработали актрисы и режиссёр. В целом, работа получила положительные отклики от критиков, были лишь небольшие замечания. Ну а зрители, все, отметили, что хотели бы видеть данный спектакль в репертуаре театра.
«Песочница»
Второй показ состоялся днём 8 октября. Эскиз на пьесу «Песочница» поставил режиссер Владимир Смирнов, а главные роли исполнили Владислав Лустин и Ксения Мельгунова. Также в спектакле задействованы Егор Корнеев, Ника Корнеева, Тимофей Климов и Елизавета Самойленко. Пьесу написал польский драматург Михал Вальчак.
«Эта пьеса о «свирепых, трагикомичных отношениях между полами», вызванных абсолютным «непониманием между Он и Она». Он с увлечением играет в свои суровые мужские игрушки. Она входит в его жизнь, то бишь, песочницу, незаметно, но необратимо подчиняя себе его мир. История этой любви наполнена легкой иронией, немного смешна, порой почти трагична и очень романтична», — так рассказывает о пьесе её автор Михал Вальчак.
Но на деле, каждый зритель понимает её по своему, для одних это история первой любви, для других, история одиночества, а третьи, смогут усмотреть, в этой пьесе, целую жизнь, которая практически всегда в рамках одной песочницы.
История на самом деле развивается в обычной детской песочнице, где главный герой, играя, рассказывает свои истории о Бэтмене. Делает он это громко и с завидным энтузиамом. В это время в «его песочницу» приходит девочка, которая желает играть в свои куклы именно здесь. В ходе беседы происходит неравный раздел территории песочницы, и героиня на это соглашается. Она общительная, и более внимательная. Ей интересно узнать «его». История развивается очень быстро, и вот, в какой-то момент зритель видит уже историю притирания друг к другу, историю любви, но вот чем она закончится, и как это связано с Бэтменом? Это можно понять, лишь посмотрев эту пьесу.
И вновь театральные критики положительно оценили этот эскиз, высоко оценив не только работу режиссера, и его находку, как показать детей, но и работу актёров. Мимика исполнителей главных ролей, это то, от чего вы не сможете отвести взгляд, и они передают все эмоции, которые рассказаны в пьесе. Отдельная похвала прозвучала и в адрес всех остальных актеров, которые были задействованы в этом эскизе.
«Свидетельские показания»
Третий, завершающий эскиз спектакля, также был показан 8 октября. «Свидетельские показания», автор пьесы Дмитрий Данилов. Она была показана множество раз, и что интересно, практически всегда по-разному. Вот и режиссер Вера Попова в Александрове решила добавить пару своих «фишек», которые на самом деле пошли только на пользу спектаклю.
Главные роли в этом эскизе исполнили Дмитрий Тихонов, Маргарита Бахитова, Василий Устюгов, Злата Чичикова, Дмитрий Павлов и Слава Ареховский.
История, о которой рассказывает пьеса, весьма серьезная. Казалось бы успешный, хотя может быть и нет, молодой человек сбрасывается с окна своей квартиры. За расследование берется следователь, и допрашивает его родителей, девушку, коллег, друзей и соседей. У каждого, с кем разговаривает полицейский своё мнение о покойном. Зритель начинает понимать, что на самом деле никто хорошо не знал о нём. Да и кажется, знать и видеть в покойном они хотели лишь то, что им было интересно, или важно. Максимальная близость к сцене и происходящему (показ шёл в малом зале театра) будто «закидывает» зрителя в пучину всех этих событий. В конце всей этой истории мы узнаём истинную причину, по которой молодой человек прыгнул с окна, она настолько банальна, но при этом актуальна, что зритель невольно начинает задумываться о сопереживании, взаимоотношении и внимательности к окружающим тебя людям. Спектакль несёт в себе очень серьезную смысловую нагрузку. И конечно, не каждому эта история покажется интересной, или важной. Можно смело назвать, что «Свидетельские показания» всё же рассчитано на узкую аудиторию.
Несмотря на множество замечаний театральных критиков, они отметили высокий уровень подготовки актерского состава.
«Это была одна из лучших лабораторий»
«Три эскиза, три успеха. Я могу поздравить с этим Александровский театр драмы. Я такого давно не видела», — сказала театральный критик Жанна Зарецкая. И на самом деле, труппа драмтеатра за пять дней сделала практически невозможное. Как рассказал журналистам газеты «Новый город Александров» художественный руководитель театра Алексей Чернобай, по итогам работы лаборатории и показов эскизов, театр выбрал два спектакля, над которыми начнется работа, и которые будут показаны зрителям: «Две дамочки в сторону севера» и «Песочница». От себя лишь добавим, что жителям Александровского района непременно стоит посетить эти спектакли, ведь это лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать или прочитать…