Государственный Театр Наций в рамках программы по поддержке театров малых городов России проводит выездные лаборатории по современной драматургии в разных концах страны, в том числе и в национальных республиках. В конце июня такая лаборатория прошла в Абакане, который хоть и является столицей Хакасии, но по числу жителей вполне может быть отнесен к малым городам.
Участвовали в лаборатории четыре театра – три из Абакана и один из соседнего Минусинска. Режиссерская команда собралась сильная: Евгения Беркович – ученица Кирилла Серебренникова; Денис Хуснияров – главный режиссер театра “Мастеровые” города Набережные Челны; Никита Рак из Воронежского театра имени А.Кольцова и Ирина Галушкина – хореограф, режиссер и педагог Школы-студии МХАТ. Опытные постановщики, хорошо знакомые с “новой драмой” и искушенные в эскизном формате. Пьесы, из числа рекомендованных организаторами лаборатории, выбирают сами театры.
Минусинцы, первыми вышедшие на финишную прямую, предпочли одноактную пьесу “Как я стал”, над ней работал Денис Хуснияров. Пьеса Ярославы Пулинович – история предательства, построенная на чередовании дневниковых записей юноши по имени Саша и игровых сцен, где герой встречается с тремя женщинами: неверной Майкой, в которую страстно влюблен; интеллигентной Машей и ее матерью Ариной Аркадьевной – бывшей актрисой местного ТЮЗа. Для нее Саша пробует сочинить пьесу, в чем ему активно помогает Маша: между ними завязываются романтические отношения. Хуснияров посадил зрителей на круг, проворачивающийся по ходу действия, поскольку оно развивается в разных уголках сцены, зрительного зала и на экране. Саша (Антон Чернов) – беспринципный эгоист. Бросила Майка, и он с увлечением берется за сочинение пьесы. Позвала Майка обратно – и он, чуть посовестившись, забывает про Машу и ее пьющую маму и даже прикарманивает Машины сбережения. Саша здесь не то что не осознает совершенной подлости, а просто предпочитает ее не замечать, промахивая этот этап жизни и идя дальше. Он раскрывается в видеомонологах, снятых так, что симпатичное лицо артиста вдруг обретает неприятные черты, словно обнажая душевные пороки. Убедительны и все три героини. Инфантильная и в тоже время практичная Майка (Валерия Харитонова). Полная ей противоположность – взрослая, серьезная и при этом наивная Маша (Марина Вахранева). И живущая в мире фантазий, по-прежнему ощущающая себя на сцене и играющая с собой и окружением, Арина Аркадьевна (Лариса Корнева).
Не менее убедительно прозвучала история иезуитских отношений матери и сына в пьесе Светланы Баженовой “Как Зоя гусей кормила”. Эскиз по ней поставила Евгения Беркович с артистами Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова. Мучающие друг друга Зоя Марковна (Мария Кыстоякова) и Владимир (Сергей Доможаков) – вполне нормальные люди. И деспотичная мать, и слабовольный сын не лишены некоторого обаяния и способны вызвать сочувствие, также как и поселившаяся у них Женька (Алиса Толмачева) – бойкая, энергичная, недалекая, мечтающая о яркой жизни деревенская девушка. Стиснутые в пространстве неизлечимых взаимоотношений, они, тем не менее, оказываются способны к взаимопониманию, что делает историю “троих на качелях” еще трагичнее.
Выпавшая на долю Никиты Рака пьеса “Хуманитас инжиниринг“ – о женщине, решившей заказать себе идеального мужчину-робота, наиболее сложна для спринтерского постановочного забега. Много-словная история Марии Зелинской – пособие по психоанализу. Драматург заглядывает в потаенные уголки женской души. Но оказывается, что героиня – сама объект изучения, так как робот – вовсе не робот, а мужчина, подбирающий себе женщину. Работая с артистами Русского театра имени М.Ю.Лермонтова, режиссер всячески старался восполнить неясности сюжета, что ситуации не исправило. И текст при точности существования исполнителей так и остался малопонятным.
Эскиз пластического перформанса для Хакасского театра драмы и этнической музыки “Читiген” Ирина Галушкина назвала “ТТТ” по первым буквам трех хакасских слов “Тын” – дыхание, “Тай” – вселенная и “Тус” время. Заявив глобальный сюжет, она обошлась скромными средствами: монологами реальных людей в записи, видеопутешествием по улицам Абакана, картинами художника Александра Доможакова, этнической музыкой в исполнении оркестра театра и пластически-танцевальным действием. Работая с драматическими артистами, хореограф даже их физическую неподготовленность сделала своим союзником, обратив некоторую корявость в обаятельную составляющую перформанса. На сцене – увлеченные люди, чья внутренняя свобода вполне восполняет огрехи движений. Слово, видеоряд, пластическое решение, сочетающее элементы contemporary dance и народного танца, уникальное музыкальное сопровождение складываются в симфонию, из которой возникает образ Хакасии с ее традициями, языком (хотя тексты и звучат на русском) и особым национальным достоинством.