Церемония открытия фестиваля „Территория” состоялась вечером 3 октября перед зданием, тоже знаковым для „завтрашнего” искусства, — театром Корша.
На стены театра под музыку Валерия Васюкова, а также виртуозную дробь шагающих
Студентам, приглашенным „Территорией” из творческих вузов Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Саратова, Петербурга и Екатеринбурга, опять повезло. Их образовательная программа на этот раз включала еще и настоящее кино — фильмы Вима Вендерса, Франсуа Трюффо, Джима Джармуша и прочие картины, отобранные комапнией „Другое кино”, которые на настоящем экране редко в каком городе можно посмотреть. Не говоря уже о
Список этот можно продолжить именами не менее легендарных театральных деятелей — хореограф Эдди Маалем (показавший на фестивале африканскую „Весну священную” — ритуальную, явившую странную и устойчивую гармонию пластики темнокожих танцоров с музыкой Стравинского), знаменитый Деклан Доннеллан, авангардный Андрий Жолдак, с первых же дней фестиваля преподавший несколько уроков на тему „Как убить плохого артиста”. И студенты проявляли рабочую активность практически везде, кроме, может быть, мероприятия под названием „Выбор короля поэтов”, не обнаружившего ни качественного лидера среди поэтов, ни того общественного интереса, который поэзия вызывала в минувшем веке.
Среди наиболее интересных и брэндовых мероприятий „Территории” — приезд двух европейских звезд — Ромео Кастеллуччи и Алана Плателя.
Кастеллуччи вместе со своим театром “Societas Raffaello Sanzio” начинал основную программу фестиваля жанром трагедии, который он считает наиболее актуальным сегодня. “Tragedia Endogonidia” — путь ошибок и расплат, лаконичная притча в интерьере ультрасовременной реальности, где
Духовным собратом Кастеллуччи можно назвать бельгийского хореографа Алана Плателя, хотя последний как раз утверждает, что шокировать публику — не его цель. Труппа “Les ballets C. De la B.” (Современный балет Бельгии) показала на фестивале „Территория” спектакль “VSPRS” (аббревиатура английского сокращения Vespers — „Вечерня”, так
В качестве самого активного участника фестиваля проявил себя один из
И, наконец, под занавес, в зале Чайковского — еще одном символическом для художественного авангарда пространстве, построенном для театра Мейерхольда, — была сыграна, спета и прочитана оратория Орфа „Мистерия о конце времени”, исполнению которой дирижер Курентзис с группой товарищей попытались вернуть ритуальность, много веков назад утраченную искусством.
На подиуме в форме креста, окаймленного неоном, собирались из разных мест артисты (солистки-весталки, например, вылезали из картонных коробок, расставленных между зрителями в амфитеатре), пели и декламировали на древнегреческом, латыни и немецком языках. За крестом и в чаше партера разместился нетрадиционный состав оркестра (8 труб, 8 валторн, 8 кларнетов, 8 пикколо,
Постановщик спектакля „Мистерион” Кирилл Серебренников постарался проиллюстрировать гениальную, блестяще исполненную музыку Орфа максимально доступным для зрителя образом: здесь были и кадры исторической кинохроники, и занимательные светоэффекты, и задействованные студенты со