Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Режиссерские лаборатории в малых городах России Театр наций проводит уже десятый год подряд. Однако на сей раз условия оказались близкими к экстремальным. Шахматная рассадка, перчатки, маски - всё это, конечно, еще весной стало приметами нашего времени. Но в лаборатории, которая в начале ноября проводилось в Волгодонске Ростовской области, к ним добавилось еще одна. Дело в том, что режиссёр Краснодарского молодежного театра Даниил Безносов вынужден был эскиз своего спектакля «Герб города N» ставить «удалённо»: репетиции проводились с помощью Zoom.

Позже, когда уже всё состоялось и работа понравилась публике, артисты говорили, что онлайн-формат их если не напугал, то, во всяком случае, заставил изрядно поволноваться: всё шло вразрез с привычной, «размеренной» работой коллектива.

– Лаборатории неизменно проводятся за 5-6 рабочих дней, – говорит главный организатор и арт-директор этого направления, критик Олег Лоевский. – Столь короткий срок дается специально. Во-первых, все ужасно заняты и не найдут времени надолго оставить свои основные дела (тем более что мы привозим и образовательную программу: столичные педагоги занимаются с артистами речью и сцендвижением). А во-вторых, именно в таких экстремальных условиях творческие силы, как правило, консолидируются. Это вроде бы стресс, головная боль, но для актера – в порядке вещей, ведь даже за эти несколько дней репетиций виден потенциал. Творческие силы лаборатории в Волгодонске распределялись следующим образом: режиссер Даниил Безносов (Краснодар) выпустил «Герб города N» Светланы Баженовой, Георгий Цнобиладзе (Санкт-Петербург) – «Юбилей ювелира» Никола МакОлифа, Ярослав Рахманин (Санкт-Петербург) – «Историю медведей панда, рассказанную одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте» Матея Вишнека.

Редкие для России (и особенно для малых городов) произведения вызвали в Волгодонске оригинальную реакцию, ведь местный Молодежный театр, чья афиша строится по принципу классического «репертуарного пирога» (русская и зарубежная классика, кассовая комедия, спектакли для детей), впервые за долгое время обратился к современной драматургии, требующей особого разбора и потому не самой привычной в анализе.

Режиссерские лаборатории Театра наций проводятся при поддержке Министерства культуры РФ. Их цель, напомним, заключается в своего рода творческом экзамене, причем не только для артистов.

Как работать с современными текстами, если местная публика привыкла ждать от театра патриархальной хрестоматийности? Неудивительно, что на обсуждении спектаклей некоторые зрители не раз говорили, что, мол, работа получилась интересной, но «чему учит этот сюжет»? «Где мораль?» «Почему режиссер не расставил акценты и не сказал нам, кто в этой истории хороший, а кто плохой?»

И в этом, кстати, тоже заключается одна из целей лаборатории – дать зрителям представление о современном театре; продемонстрировать современную режиссуру и драматургию, которые априори отличаются от того, что принято знать о театре со школьной скамьи. Иными словами, стереотипность подчас мешает театру того или иного города согласиться на творческий риск.

Но Волгодонский молодежный театр, похоже, именно о таком риске давно мечтал. Труппа здесь сформировалась совсем недавно (театр стал муниципальным только в 2017 году), а прежде город атомщиков мог похвастаться лишь театральной студией, которую основал Александр Федоров. Коллектив много гастролировал, принимал участие во всевозможных фестивалях, конкурсах и смотрах, но все это носило, скорее, образовательный характер (студия относилась к местному Центру детского творчества).

Так бы и продолжалось полулюбительское существование коллектива, если бы ему не предоставили отдельное помещение – в здании бывшего кинотеатра «Восток».

Сегодня в труппе всего 7 артистов, но распределяются их силы весьма солидно. В репертуаре – спектакли по произведениям Аркадия Аверченко, Константина Симонова, О’Генри, Нила Саймона, Самуила Маршака. Однако с новой драмой коллектив никогда не работал. И потому буквально в процессе репетиций приходится спешно вырабатывать инструментарий.

Режиссер Ярослав Рахманин, например, просит артистов «не интонировать», а еще лучше – не играть так, как всегда было принято в народном театре, «изображая» чувства. Задача – показать современных людей, которые в силу довольно странных обстоятельств проснулись вместе с одной постели (лишь позже, к развязке истории, зритель поймет, что главный герой «проснулся» на том свете и весь его диалог – это диалог со смертью).

В идеале, эскизы должны быть поставлены так, чтобы в них зазвучала интонация времени. Разумеется, такую интонацию можно обнаружить и в классической драматургии (нестареющие «Чайка», «Король Лир», «Царь Эдип» – яркие тому подтверждения), но все же способность осваивать драматургию наших дней, подбирать к ней инструментарий позволяет театру не просто открывать новую психологию, но, говоря прямо – развиваться. Процесс это непростой и довольно рутинный (известна настороженность провинциальных театров по отношению к современной драме), но на практике он дает свои результаты.

Куратор режиссерских лабораторий Елена Носова говорит, что большинство зрителей, посмотревших эскизы, проголосовали за то, чтобы эскизы вошли в репертуар. А это значит, что несколько сезонов спустя в Волгодонске может пройти еще одна лаборатория и работа с новой драмой продолжится.