Речь не про автора «Московской саги» и «Острова Крым», а про его тезку, который написал роман «Десять посещений моей возлюбленной». Спектакль называется так же, как и книга.
В Театре наций представили новый спектакль по роману Василия Аксенова. Он называется «Десять посещений моей возлюбленной» — так же как и книга. И поэтичность тут не только в названии. На пресс-показе показали только фрагменты, но даже из них понятно, что это очень хрупкая, нежная история. Ее «стержень» — встречи главного героя Олега с его возлюбленной Таней, девочкой из соседней деревни.
Василий Аксенов — один из представителей «деревенской прозы». Его герои всегда простые люди. В этом случае обычные десятиклассники, выпускники 1970 года. Они танцуют на дискотеке под Rolling Stones, влюбляются, переживают предательство. В общем, впервые сталкиваются с миром.
31-летний режиссер Мурат Абулкатинов, ученик Сергея Женовача, не впервые обращается к этой эпохе. Но, по его словам, эпоха и фактура — вторичные вещи. В первую очередь цепляют человеческие взаимоотношения, люди, в которых влюбляешься, говорит Мурат:
Мурат Абулкатинов, режиссер: «Мне кажется, что человек не очень-то и меняется на самом деле. Не важно, в какой мы находимся фактуре времени. Все равно это проблемы какие-то сегодняшние, и вопросы, которые они сами себе задают, они и сегодня, поэтому это, мне кажется, сегодня тоже звучит. Те же молодые ребята, которые сталкиваются с первым чувством, как-то с ним пытаются совладать, бороться, пойти на него, открыться. Не вижу особой разницы. Может быть, я, конечно, уже чуть далек от сегодняшнего подростка, но, что касается подростка меня, читая этот роман, абсолютно он перекликался с моей юностью. Я также из маленького города, почти деревни, поэтому мне очень близки эти взаимоотношения».
Режиссер и его команда в процессе постановки ездили в деревню Ялань Красноярского края. Это родина Василия Аксенова, там начинается действие романа. Сначала не очень понимали, для чего это нужно.
Потом много говорили с Василием Ивановичем. Поменяли сценографию: зацепились за строчку в романе «небо в реке, как в зеркале, — без изъяна». Поняли, что нужно воссоздавать не конкретное место действия, а поэзию этой деревни.
Пришли к выводу, что эта история — не про быт и не просто про чувства, а про что-то еще. О том, что дала эта творческая экспедиция артистам, говорит актер, выпускник Школы-студии МХАТ Константин Бобков:
Константин Бобковактер, выпускник Школы-студии МХАТ: «С одной стороны, не было какого-то такого рьяного прямого исследования, кроме как того, что мы говорим с автором. Но это же все ассоциативная память. Мне кажется, это все вылилось чем-то бессознательным уже в процессе самой работы. Точность просто, мне кажется. Ты читаешь — понятно, что ты всегда себе визуализируешь. Мы бы словесно друг другу объясняли, но до конца не понимали. А так у нас переплетена как бы общая картинка, общий пейзаж, и он точен, и он один. А дальше его можно уже разбирать. Понятно, что отличается время, отличаются дома, отличается количество людей, отличаемся мы, наверное, но нам не нужно долго договариваться, чтобы увидеть этот пейзаж, этот воздух».
Режиссер называет свой спектакль «сценами из вчерашней юности». Поэтому неудивительно, что большинство задействованных актеров — недавние выпускники различных театральных вузов.