Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Режиссер Евгений Писарев представил свой взгляд на одну из самых популярных комедий Мольера. В его редакции получилась скорее семейная трагикомедия, нежели высмеивание и обличение ханжества. На пресс-показе побывала корреспондент «Бизнес FM».

Для Евгения Писарева, худрука Театра Пушкина, «Тартюф» стал второй постановкой в Театре наций после безусловного хита — музыкальной драмы «Кабаре». Режиссер признается, что ставить «Тартюфа» не хотел, потому что каких только редакций в современных театрах нет. Но сила убеждения худрука Театра наций Евгения Миронова изменила его решение.

Мольеровского «Тартюфа» по законам жанра принято решать в традиционной, игровой манере. Писарев же решил пойти другим путем: он предлагает взглянуть на классический комедийный сюжет как на современную историю, где герои живут не гротескным французским театром, а реальной жизнью. Для этого он использует новый перевод — с острой, ироничной интонацией и языковой игрой — и дополняет его парой-тройкой повседневных непоэтичных фраз. Продолжает режиссер Евгений Писарев:

Евгений Писарев, режиссер: «Я очень много видел «Тартюфов» — очень талантливых, масочных, клоунадных. Потом подумал: может быть, подойти всерьез к пьесе? Все-таки в первую очередь это люди, а не маски, и Тартюф не такой однозначный, да и вообще вся ситуация. По крайней мере, не хотелось никого выставлять в этой пьесе дураком. Хотелось, чтобы все-таки в опасность такого Тартюфа и в любовь к такому Тартюфу можно было поверить. Есть такое выражение «комплекс Мольера» — когда комедиограф страдает от того, что ожидания от него всегда только отдохнуть и посмеяться. В этом случае я использовал пьесу Мольера, чтобы побороться с собственным «писаревским» комплексом Мольера. Я продолжаю заниматься комедией, но, может быть, она становится, как и я, взрослее, неоднозначнее».

Действие перенесено во Францию наших дней в особняк большого, но не самого приятного буржуазного семейства Оргон. Писарев придерживается пьесы, но меняет мотивацию Тартюфа. Он не «мошенник двоедушный», не хамелеон и не обманщик, а человек, который действительно искренне верит в бога, но встречается в первый раз в своей жизни с любовью.

Часто в театральных постановках Тартюф оказывается ровесником Оргона, персонажам около 50 лет. В редакции Писарева его играет молодой актер Сергей Волков. Это позволяет вывести тему любви Тартюфа и Эльмиры из однобокой пошлости в искренние чувства, рассказывает Сергей Волков:

Сергей Волков, актер: «У него происходит кризис веры, потому что он не понимает, как это соединить: и то и то составляет важную часть его жизни. На этом он сыпется. Он не обманывает Оргона, он действительно находится с ним в духовной близости. Каким-то образом эти два совершенно разных человека соединились. Но это рушится за счет того, что он решил пойти в сторону любви. Но она явно не плотская. Он проваливается туда как человек. Я думаю, что он хотел бы каким-то образом открыть для себя любовь с женщиной. Он как волевой человек решает в это войти и сталкивается, естественно, с разрушением своей жизни».

Рушится жизнь и у Оргона. Узнав обо всех деяниях Тартюфа и разоблачив его, он теряет опору, ведь этот лицемер, льстец и плут был целью его жизни, рассказывает заслуженный артист России Игорь Гордин, который играет Оргона:

Игорь Гордин, заслуженный артист России: «Мне кажется, огромное количество людей поддается слепой вере, потом их жизнь рушится. Когда человек воспринимает не разумом, а сердцем, он часто обманывается. Я бы очень хотел, чтобы это была комедия, а в результате получилась драма Оргона. Встреча с Тартюфом разрушила его жизнь. Когда играешь идиота, его и не жалко, а здесь должно быть жалко человека, потому что он действительно вполне вменяемый, серьезный и у него снесло крышу. В этом-то и есть драма. А что, у нас такого не бывает? К сожалению, обманываются не только идиоты».

В «Тартюфе» Писарева все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны. А ироничное отношение к обстоятельствам и к себе — это то, что сегодня зрителю необходимо, считает автор.