Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

В премьерной постановке на Малой сцене театра «герои пытаются разобраться, где границы нормального, и что можно и нельзя делать человеку».

Сеанс семейной психотерапии об особенном мальчике. Спектакль поставили по одноименному роману российского современного писателя Рагима Джафарова.

«Я прочитал «Сато» и сразу зацепился за этот роман, хотя он очень сложный, не сценичный, но, как мне кажется, в нем содержится важный и довольно жестокий диагноз современному обществу с его нормами и общепринятыми правилами. Эта история о том, как сложно бывает принять особенность ребенка и избежать соблазна сделать его другим — типичным, удобоваримым для семьи, школы, общества. Про необходимость каждый день заново делать этот выбор, про родительскую ответственность, про нежелание взрослеть. В центре нашего внимания – факт подавления личности. В спектакле мы будем исследовать границы того, что позволено и не позволено совершать человеку», – говорил перед премьерой режиссер Филипп Гуревич.

«Для своих пяти лет Костя жесток и неприветлив. Мальчик утверждает, что он – пленный контр-адмирал Сато. А в теле ребенка находится по ошибке. Родители ведут сына к психологу, и там обнажаются все семейные проблемы. Оказалось, его папа и мама терпеть не могут друг друга. Тему детских и взрослых психологических травм подчеркивают и декорации – герои как будто существуют в разорванной картонной коробке» – такова фабула постановки.

«На самом деле я моделировал этого мальчика и работал с психологом, то есть, как это было бы в реальности, писались расшифровки сессий, например. Это была прямо большая работа», – разъясняет писатель, сценарист Рагим Джафаров.

Ольга Лерман (в другом составе – Алена Разживина) в роли психолога, Вера Енгалычева в образе Сато и Алена Васина, сыгравшая в постановке четыре роли, – «золотой запас» премьерного спектакля «Сато» в Театре Наций. В остальных ролях Надежда Лумпова, Сергей Беляев, Игорь Лизенгевич, Олег Сапиро, Артем Тульчинский. Именно они и «рассказывают играя» историю про родителей, которым «нужно учиться жить с особенным ребенком и не подгонять его под рамки общества».

Михаил Гербер (художник-постановщик и художник по костюмам) «не сильно заморачивался» по поводу одного и другого, что, впрочем, стало особой «фишкой» спектакля, помогая зрителю «въехать» и в космическое пространство, и в быт обычной семьи, и в кабинет психолога.

Когда наши представления о том, какая должна быть жизнь, начинают конфликтовать с реальной жизнью, возникает травма, часто приводящая к трагедии, – это если в нескольких словах о спектакле Гуревича, который по форме – консультация с детским психологом по проработке детских травм.

«Центр» постановки – психолог и ребенок, которые в результате перипетий сюжета «находят» друг друга благодаря любви. Именно она и является тем самым «краеугольным камнем», который заложен в «фундамент» человеческих отношений. А скрепляет этот процесс «захватывающая драма женщины, которая сама требует проработки личных травм и защиты» – безупречная работа над образом вахтанговской актрисы Ольги Лерман.

В главной роли на сцене Театра Наций – до боли в сердце правдивая в роли контр-адмирала галактического отряда Вера Енгалычева. Ее герой – пятилетний «недолюбленный Костик, в огромных военных ботинках с голыми коленками, жестокий воин карательного межзвездного отряда, который мстит на земле за нелюбовь к себе родителей, за безразличие социальных служб и свое незащищенное детство».

Откровенность автора романа, по которому поставлен спектакль «Сато», говорит о том, что в Театре Наций создали очередной шедевр, который точно будет идти с аншлагом не один год. «Я не очень понимаю, что происходит, я ревел весь спектакль. Очень странное ощущение для писателя. Ты же привыкаешь к тому, что что-то существует только в твоей голове. Он [режиссер] настолько уловил, почувствовал то, что было для меня важно, когда я писал, что я в этом плане абсолютно доверял ему», – признался Рагим Джафаров.