В Театре Наций состоялась премьера спектакля по пьесе Шекспира "Укрощение строптивой" (перевод Полины Мелковой и Дмитрия Быкова) в постановке Романа Феодори.
Имя молодого талантливого режиссера петербургской школы, кажется, впервые стоит в московской афише. Но запомнился его отличный спектакль "Мамаша Кураж" Алтайского театра драмы, который стал лауреатом "Золотой маски" в 2012 году. Тогда еще поразила способность режиссера так интересно работать с "большой формой". Его Брехт как-то особенно запал в душу, поэтому предстоящий московский дебют особенно будоражил воображение. Ведь хоть и комедия, но Шекспир же!
Спектакль рождался трудно, и были для этого объективные причины. Задумывалось, что роль Петруччо будет играть звезда "Сатирикона" и любимец поклонников телесериалов Макс Аверин, но он из проекта ушел, и режиссеру пришлось "перекраивать" замысел под нового исполнителя. Но все треволнения, слава богу, в прошлом, и строптивая Катарина и ее "укротитель" Петруччо вышли на подмостки...
В Театре Наций Шекспира ставят не в первый раз, есть даже спецпроект "Шекспир&Shakespeare", в рамках которого показывают нетрадиционные трактовки пьес классика английской литературы, но то, что сделают с ним на этот раз, невозможно было даже вообразить. Ну, например, в финале Шекспир собственной персоной выходит к зрителям, чтобы вместе с ними поаплодировать удачной премьере. Правда, в характерной внешности драматурга с трудом, но узнается образ великолепной Ольги Волковой. И это не самый смешной момент на редкость остроумного спектакля. Она выходит также в образах Отелло, Джульетты, Короля Лира, Гамлета с черепом Йорика!
Современный перевод не зря понадобился постановщику, ведь по его замыслу зрителям предлагается театр в театре. В одной из воинских частей генерал и одновременно руководитель драмкружка решил поставить Шекспира со своей музкомандой. Роли среди ребят он распредели сразу. А вот женские... Строгой, но симпатичной медсестре досталась Бьянка - у Ольги Цинк получилась та еще штучка. С Катариной же было сложнее. Кроме страшной, очкастой и невероятно тупой поварихи сыграть ее некому. Но под ужасной внешностью стряпухи скрывается очаровательная Чулпан Хаматова, которой, по-моему, еще не приходилось создавать на сцене столь эксцентричный женский образ. Что только не происходит с этим хрупким созданием в ходе "укрощения"! Ее морят голодом, запихивают в бельевой бак, шпыняют и бросают, чуть ли не плеткой бьют! И кто? На роль Петруччо назначен штрафник и вообще "лузер" в исполнении Рустама Ахмадеева. По правде сказать, очень необычный это Петруччо. Какой-то пугливый. Или это только маска?
Все перепуталось в давно известном сюжете, который режиссер-авангардист (Владимир Калисанов хорош в этой роли) ставит вопреки советам своей нудной жены (все та же Ольга Волкова), призывающей отказаться от новых форм в пользу традиционного психологического театра. Знакомый мотив из современной театральной хроники? А что же с Катариной? Не сразу, но по мере влюбления в своего жениха косноязычная повариха в нелепом колпаке не только осваивает текст пьесы, но и расцветает, превращаясь в эффектную рыжую красавицу в легкомысленном коротком платьице. Но куда деть стервозный характер? И вот она угрожающе хлещет хлыстом, до крови исцарапывает спину Петруччо, пугая его, и так уже напуганного предстоящим браком. Лирический мотив с трудом пробивается сквозь шум и гам, который создают другие участники сюжета - сослуживцы жениха, ведь у каждого - свой музыкальный инструмент, и когда не хватает слов, в ход идут пронзительные звуки, сочиненные композитором Ольгой Шайдуллиной. Это "конек" Театра Наций, использующего умения артистов во многих спектаклях. Роман Феодори применил их весьма эффектно и кстати в этой пронизанной иронией постановке Шекспира. Замечательно играют не только в пьесе, но и на флейтах, кларнетах и ударниках и других инструментах Александр Якин, Дмитрий Сердюк, Роман Шалпин, Олег Савцов, Кирилл Баркин, Дмитрий Журавлев, Георгий Иобадзе, Артем Тульчинский, Александр Толмачев, Сергей Пермяков. Какие разносторонне талантливые молодые артисты!
Трогательно обыгран момент, когда Катарина замечает, что муж-укротитель все же по-настоящему, а не из-за приданого, любит свою строптивую жену. Пока измученная и почти укрощенная Катарина спит, он нежно и ласково целует ее замерзшую ножку. И тут до нее наконец доходит, что таким мужем бросаться не стоит. О, какой же покладистой и мудрой она предстает перед сослуживцами мужа и своей родней! На ее фоне кроткая Бьянка - просто своенравная упрямица. И только интонация маленькой реплики Катарины - "Иди сюда", обращенной к Петруччо в самом финале, все ставит на свои места. Кто кого укротил - вот в чем вопрос...