„Калигула” — это уже вторая работа Някрошюса с русским артистами. В 2002 году он уже поставил „Вишнёвый сад” А. П. Чехова с Людмилой Максаковой, Ириной Апексимовой, Владимиром Ильиным, Алексеем Петренко, Игорем Гординым и другими звёздами сцены и экрана, включая Евгения Миронова в роли Лопахина. Впрочем, тогда все говорили не только о „дрим-тим”-составе спектакля, но и о его продолжительности: в первоначальной версии „Вишнёвый сад” Някрошюса шёл около 9 часов, и это никого не отпугивало, а, наоборот, привлекало.
Идея поставить „Калигулу” возникла у Эймунтаса Някрошюса несколько лет назад. Главная роль изначально была отдана Евгению Миронову — художественному руководителю Театра Наций. В прошлом году прошли кастинги на остальные роли, а первые репетиции режиссёр провел в сентябре в Вильнюсе. Работа над спектаклем продолжилась уже в Москве со второй половины декабря. В ожидании нового здания Театр Наций представил премьерные показы в зале Дворца на Яузе.
Пьеса Нобелевского лауреата, Альбера Камю, основой для которой послужила четвертая книга сочинения Светония „Жизнь двенадцати цезарей”, впервые была поставлена в Париже в 1945 году с Жераром Филипом в главной роли. В России „Калигулу” ставили неоднократно: за пьесу в разные годы брались Андрей Житинкин, Валерий Белякович, Пётр Фоменко, Юрий Бутусов.
В „Калигуле” Эймунтаса Някрошюса актёры четко следуют выстроенной графике спектакля. Что неудивительно: режиссёр привычно в очередной раз поражает точностью и изыском филигранно выстроенных мизансцен. Сценография также привычно минималистична. Пространство организовано при помощи шифера — из этого, обычного на первый взгляд, материала, создано практически всё: ширмы, стены, троны, чемоданы и даже Триумфальная арка. Костюмы художника Надежды Гультяевой лаконичны по форме, преимущественно тёмного цвета и только Калигула — в алом, ближе к концу облачаясь в чёрный.
Главную роль, жестокого тирана и философа Калигулу, исполнил Евгений Миронов. На сцене Миронов вступает в спор с законами гравитации, точно так же, как Калигула, — с нормали человеческой морали. Сложнейшие пластические элементы и акробатические трюки приближают артиста к своему персонажу — Калигуле. Живя на гране человеческих возможностей, Миронов — Калигула с каждой сценой всё сильнее и сильнее натягивает струну происходящего, доводя до абсурда и ужаса действия своего персонажа.
В остальных ролях заняты такие звёзды, как Мария Миронова, Игорь Гордин, Алексей Девотченко. Четыре часа тринадцать действующих лиц разыгрывают пьесу Альбера Камю, вновь задавая вопросы власти, чести, долга, любви, свободы, быта и бытия, не теряющие своей остроты и сегодня.
И зрители — особенно те, кому привычен язык Някрошюса — не тяготятся фирменным ритмом повествования литовского режиссёра. И нельзя не отметить актуальность „Калигулы” здесь и сейчас. Реплики „императоров хватает, а вот личностей не найти” или рассуждения Калигулы, что для наполнения казны нужно патрициев „казнить в порядке свободного списка”, говорят сами за себя. Впрочем, в данном случае важен не столько текст, сколько само появление этого спектакля на афишах театральной Москвы