Top.Mail.Ru
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Завтра
12:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

С 11 по 24 декабря 2017 года в Новом пространстве Театра Наций проходит премьера проекта «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов под руководством Талгата Баталова подготовили пять экспериментальных спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Александра Солженицына. «Красное колесо» стартовало 11 декабря, в 99-й день рождения Солженицына как посвящение грядущему столетнему юбилею Нобелевского лауреата; это часть большого проекта Театра Наций «Утопии и трагедии», в котором художники размышляют на тему 100-летия Российской революции. «Утопии и трагедии» открылись в конце прошлого сезона спектаклем Максима Диденко «Цирк», ретрофутуристическим римейком культовой советской кинокомедии, ставшей одним из знаковых художественных сопровождений эпохи большого террора.

Экспериментальный  театральный сериал, основанный на романе «Красное колесо», начался спектаклем-эскизом «Бог Ров», подготовленным режиссером Степаном Петкеевым и драматургом Гульнарой Гариповой. В нем авторы исследуют личности, стоящие по разные стороны революционных баррикад – премьер-министра Петра Столыпина и его убийцы, двойного агента царской охранки, Дмитрия Богрова. В сценической версии романа-эпопеи используется излюбленный литературный прием Солженицына – монтаж традиционного рассказа с документальными материалами. Личные судьбы главных героев в спектакле рифмуются с судьбой страны, представленные, как прообраз грядущего столкновения. Исторические коллизии, лежащие в основе конфликта драматургического, выходят за его пределы и вступают в конфликтное взаимодействие с театральным пространством. Трехэтажный особняк Нового пространства Театра Наций в спектакле становится непосредственным участником спектакля.

Продолжает движение «Красного колеса» эскиз режиссера Талгата Баталова и драматурга Дмитрия  Богословского «Вагон системы Полонсо» (16 декабря), в котором Евгений Миронов в роли еще никому не известного журналиста Владимира Ленина, отбывает вместе с Крупской (Евгения Дмитриева) и своей тещей Елизаветой Васильевной Тистровой  (Людмила Трошина) из Галиции в Цюрих. Путешествуют  герои по Европе в мчащемся поезде, который еще не свернул на будущие рельсы революции. Все действие пьесы авторы перенесли в замкнутое пространство – вагон «Полонсо», считающийся последним чудом техники конца XIX века. Выйти из пространства вагона ни Ленину, ни Крупской, ни другим персонажам пьесы, так и не удастся на протяжении всего действия. Три года их мытарств, размышлений и споров показаны авторами в едином, бесконечном движении поезда.

В серии «Убивать хочется» (17 декабря) авторы взяли за основу главы романа «Мельница» и «Лошадь». Драматург третьей театральной серии «Красного колеса» Константин Стешик считает, что самым главным в его работе было передать вязкое ощущение смерти, чья болотистая сущность пожирает все, что встречается на ее пути. Важно, что движется эта всепоглощающая сущность по кругу. И это цикличное движение авторы эскиза сравнивают с неким древним  шаманским  ритмом, уподобляя его одновременно и ритму истории, которое Александр Солженицын описал в тексте «Красного колеса». Подобно мертвецам из «Тибетской книги мертвых» движутся по колесу жизни к своей неминуемой смерти герои его романа-эпопеи. «Ни у человека, ни у лошади нет иного выхода, кроме как в ужасе созерцать тягучий праздник смерти. И хуже всего то, что праздник этот устроен руками человека»

Пьесу «Ячейка» (23 декабря) Михаил Башкиров написал на основе второго тома «Красного колеса». Для шести эпизодов, из которых состоит спектакль Егора Матвеева, отправным пунктом послужили описанные в литературном первоисточнике события конца февраля – начала марта 1917 года.  В композиции пьесы присутствуют как тексты Солженицына, так и фрагменты работ П.А.Кропоткина, Маркиза де Сада, Н.Ф.Федорова, В.Т.Шаламова, Е.Летова и других авторов. Создатели спектакля-эскиза определяют его структуру как «сериал внутри сериала». «Ячейка» в ходе сюжета распадается на мини-эскизы, небольшие серии, описывающие происходящее в каждой из общественных ячеек, по которым прокатилось «Красное колесо» революции. Герои спектакля – представители разных слоев населения, которых в силах объединить оказалась способна лишь катастрофа. «На “Дне”» (24 декабря): февраль  1917 года, Николай II в Могилеве получает известия о начинающемся бунте в Петрограде, но не воспринимает их всерьез, отчасти из-за собственной инфантильности, отчасти потому что рядом не находится настоящих советчиков, и принимает оказавшееся в последствии судьбоносным решение – ехать к жене, в Царское. В заключительной серии «Красного колеса» две истории и два героя – царская семья и революция. Повествование строится по принципу полифонии – многоголосье отражает лик этих стремительных событий, которые в несколько дней изменили всю страну.