Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В среду в молодёжном театре ВДТ стартовал совместный проект Министерства культуры РФ, Государственного Театра Наций и Благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы»». В его рамках проходят выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием режиссеров, театральных критиков и педагогов.

Год назад творческие лаборатории уже прошли в Камышинском драмтеатре. На этот раз площадками для них стали Новый Экспериментальный театр (Волгоград) и Волжский драмтеатр. В течение нескольких дней здесь проходили занятия по сценречи и театральному мастерству, а также репетиции спектаклей по пьесам современных драматургов. Конечно, за короткий срок возможно подготовить лишь эскизы будущих постановок. Новый Экспериментальный театр выбрал пьесы Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой» (над эскизом работает московский режиссёр Кирилл Вытоптов) и Ивана Антонова «КЯППК» (режиссёр из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров).

ВДТ решил представить на суд зрителей «Самолёт-беглец» болгарина Камена Донева и полную версию пьесы «Мюзик-Холл» Жан-Люка Лагарса (в спектакле «Кротка.Я» звучат фрагменты из неё). Над эскизами работают петербуржцы Алессандра Джунтини и Андрей Корионов. Пока педагог по сценической речи и актёрскому мастерству, актриса Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Людмила Бояринова-Морозова выясняла с участниками мастер-класса, что «если рассматривать тело, как наше лицо, то глаза – это грудь», журналисту «Волжской правды» удалось побеседовать с организаторами проекта.

 

«История с эскизами закольцовывается»

– В России 647 профессиональных театров. Около 200 из них находятся в малых городах страны, — говорит куратор федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного Театра Наций Елена Носова. — Поддержка именно этих учреждений культуры – одна из приоритетных задач, которую решает Театр Наций под руководством Евгения Миронова. В рамках Федеральной программы, разработанной совместно с Министерством культуры РФ, мы проводим фестиваль театров Малых городов России. А также организуем проведение творческих Лабораторий в регионах. Их несомненные плюсы: знакомство театра с новой режиссурой, живой диалог со зрительской аудиторией после показов спектаклей. При организации каждой Лаборатории мы стараемся учитывать специфику не только самого театра, но и региона, этнические и культурные традиции города.

– Каким образом вы выбираете площадку для проведения очередной Лаборатории?

– Одним из условий при разработке программы было проведение наших творческих встреч в разных регионах страны. Главное для театра – подать заявку, а мы принимаем решение, в какую точку на карте отправимся на этот раз. В течение года мы проводим 6-7 Лабораторий, из Уссурийска Приморского края можем поехать в Советск Калининградской области. К слову, в 2023 году у нас большой юбилей: двадцатилетие фестиваля и десятилетие творческих Лабораторий.

– А что значит «учитывать специфику не только театра, но и региона»?

– Театры бывают разные. Понятно, что и режиссёрские приёмы используются разные, и репертуар выбирается соответствующий. Что касается Волжского, то в программе есть такой пункт, как «города атомной отрасли и гидроэнергетики».

– В соответствии с этим пунктом вы и пьесы для постановки выбирали?

– Обычно мы делаем подборку и предлагаем коллективу, а выбор делает сам театр, зная свою публику. Делаем упор именно на современную драматургию, для этого мониторим все профильные фестивали, читаем очень много пьес – их присылают нам и сами драматурги. Выбор есть.

– Как часто эскизы спектаклей перерастают в полноценные постановки?

– По-разному, но чаще сотрудничество бывает успешным. Более того, иногда история закольцовывается: впоследствии театры привозят эти спектакли на фестиваль Театров малых городов России. Были случаи, когда они становились победителями и показывались на московской сцене. А решать — зрителям

– В конечном итоге, судьбу эскизов решают зрители, — делится организатор и арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский. – После показов именно они путём голосования выбирают один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».

– Что можно сказать о ВДТ на основе пьес, которые он выбрал для постановки?

– Театр ищет своё лицо, стремится не быть «в общих потоках». Выбор неординарен. Актёр и драматург Жан-Люк Лагарс – мировая знаменитость, однако его пьесы не так часто берут для постановки. Как, впрочем, и «Самолёт-беглец» Донева.

– Почему Лаборатории обращаются именно к современной драматургии?

– Потому что классическую пьесу для постановки театр найдёт и сам, а вот современных авторов практически никто не читает. Мы, участники программы, читаем, потому можем что-то рекомендовать, советовать.

– Каковы тенденции современной драматургии? Какие чувства и мысли она у вас вызывает?

– Это огромный пласт тем, настроений, идей, потому классифицировать всё, что написано в последние годы, непросто.

Я только что вернулся из Красноярска, где участвовал в работе Лаборатории по драматургии для детей. Тема – «дети и смерть». Прежде она относилась к табуированным, сегодня об этом можно говорить, и вместе с коллективом театра мы думали, как помочь детям осознать себя в этом вопросе.

…Есть постдраматическая драматургия, где нет ни сюжетов, ни нарративов, просто впечатления о сегодняшнем времени. Есть произведения о духовном поиске, отклик на какие-то определённые события. Все люди разные, в театр каждый из нас приходит по разным причинам: отдохнуть, подумать, получить новые впечатления… А драматург сегодня не собирается улавливать какие-то тенденции, подчиняться определённым правилам. Само это понятие изменилось.