Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Открытие фестиваля „Территория”, зародившегося в Москве лишь год назад, получилось громким во всех отношениях. Петровский переулок, где расположен Театр Наций, в среду вечером был отдан на откуп барабанщикам. На крышу театра взгромоздилась группа экстремальных ударников „Драм экстази”, а снизу им отвечали барабанщики из Суворовского училища. Для пущего эффекта организаторы фестиваля мобилизовали еще и группу „Саламандра”, устроившую у парадного входа в театр огненное шоу. В ближайшие 10 дней именно Театру Наций предназначено стать опорной базой фестиваля. Ничего удивительного: ведь худруком Театра Наций в начале 2007-го стал один из главных застрельщиков фестиваля Евгений Миронов.

Фестивалей в России множество, но этот с самого начала задуман непохожим на другие. Отличий, собственно, всего два, но оба важные: „Территория” хочет быть, во-первых, мультидисциплинарной, а во-вторых, ставит себе по преимуществу просветительские задачи. Это фестиваль, где зрителей отбирают с той же тщательностью, что и участников. Благо денег у „Территории”, поддержанной президентской администрацией и ФАККом, вполне достаточно, устроители привозят в Москву студентов театральных вузов со всей России и здесь демонстрируют им лучшие образцы современного европейского искусства — театра, кинематографа, музыки, балета. Вводят, так сказать, молодежь в курс дела. Причем кормят студентов не только зрелищами, но и организуют для них мастер-классы с участием тех европейских звезд, что удалось на это время залучить в Москву.

В этом году привозной молодежи, а также всем, кто, купив билеты, пожелает к ней присоединиться, дадут понять: в Европе нынче мода на невербальное искусство. Главная тема нынешнего феста так и сформулирована: „Тело в городе”. Программу „Территории” не назовешь слишком обширной, но в заслугу организаторам надо поставить приезд в Москву двух очень важных для понимания современного европейского театра фигур — итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи и бельгийского хореографа Алана Плателя. Оба они известны своей провокативностью и оба предпочитают телесные, невербальные формы театра. Благодаря им в афишу фестиваля „Территория” прокрались спектакли с диковинными названиями, которые и выговорить-то невозможно: “VSPRS” и „Tragedia Endogonidia. BR. #04 Brussel”. “VSPRS” Алана Плателя — скорчившееся английское слово “vespers” („вечерня”): в основу этого странного зрелища, произведшего сильное впечатление на зрителей прошлогоднего Авиньонского фестиваля, положена оратория Монтеверди „Вечерня Пресвятой Деве”. Что касается спектакля Кастеллуччи „Tragedia Endogonidia. BR. #04 Brussel”, то это малая часть масштабного проекта, название которого переводится с латыни как „Трагедия, рождающаяся из самой себя”. Каждый из эпизодов этого цикла привязан к какому-нибудь европейскому городу. Все 11 эпизодов привезти в Москву Кастеллуччи не удалось, и зритель „Территории” увидит лишь четвертую часть этой самопроизводящейся трагедии, связанную со столицей Европы — Брюсселем.