Московский Театр Наций продолжает эксперименты с новой драматургией, предоставляя свою Малую сцену молодому поколению. Очередной премьерой стала пьеса "Жанна" 26-летней Ярославы Пулинович – очень популярного ныне драматурга. Поставил спектакль недавний выпускник ГИТИСа Илья Ротенберг
Исполнительница главной роли - известная литовская актриса Ингеборга Дапкунайте - сыплет восторженными признаниями: "Театр Наций – моя московская любовь…" И уверяет, что отныне она, как и вся команда, занятая в постановке, - большая поклонница Ярославы Пулинович и ее пьесы "Жанна". Но это не та Жанна, которая приходит на ум в первую очередь. Хотя ассоциации с эпической воительницей явно не случайны. Это история о сильной, успешной современной женщине, которая привыкла контролировать в своей жизни всё и всех. С одной стороны, бытовая драма, с другой – размышление о нашем времени, о той цене, которую приходится платить за успех, о человеческих отношениях и о том, как искажаются они в современном обществе. Режиссер Илья Ротенберг считает героиню спектакля сверхчеловеком, эпическим персонажем. В самой же пьесе он усматривает не только социальную драму, но и некую поэзию. "Это история очень возвышенная, даже вечная", - рассказал "Голосу России" Илья Ротенберг:
"История могла бы показаться частной. Но! Там есть замечательная сцена, благодаря которой мне становится понятно, что речь идет все-таки не о конкретной женщине, а о некоем архетипе, о характере в абсолюте. И это очень интересно. Я бы не сказал, что мы прямо эпический спектакль поставили – это, конечно, громкое слово, но, по крайней мере, в эту историю мы пытаемся разные краски привносить. Тут и жизненность, и реалистичность, но чем дальше мы движемся по сюжету, тем больше переходим в художественное пространство".
Внятный сюжет и классический любовный треугольник, но благодаря посылу в 1990-е, которые и сформировали главную героиню, мелодрама становится еще и социальной драмой. Весьма близкой, кстати, большинству зрителей, ведь забыть те переломные годы едва ли возможно. Исполнительница роли Жанны – Ингеборга Дапкунайте сама из того времени. И уже поэтому героиня невероятно ей интересна, призналась актриса:
"Пулинович написала выдающуюся пьесу про людей, которые сделали себя в 90-е. Это пьеса про несколько поколений, про состояние духа, не только про политическую ситуацию. Это про то, куда мы пришли. Потому что в 90-е мы жили в страсти, в порыве сделать что-то новое. И каждый делал, как он мог, как думал. Мы ведь не знали, что будет и куда мы придем. Я действительно знаю, что такое штопаные колготки, что такое не иметь туши. И как наши родители стояли в очередях за едой. Я это пережила".
Ее Жанна вырвалась из нищеты, сколотив свой первый капитал на макаронах, на взятые в долг под огромные проценты деньги. Она богата, успешна, в ее жизни есть молодой возлюбленный, но простые человеческие ценности – семья, дети – ускользают от нее. Да и с любовью все непросто: расставание, возвращение, ревность, месть… Любопытно, что Ярослава Пулинович, написавшая эту пьесу, - одна из самых молодых и ярких представительниц современной драматургии, - в 90-е была слишком мала. Тем удивительнее глубина созданной ею истории, говорит актер Андрей Фомин:
"Вообще, пьеса невероятно жизненная. Когда я прочитал ее первый раз, не все понял. Месяца два мы открывали ее глубину. Она оказалась очень серьезной, я бы даже сказал гениальной. Большая глубина, большие смыслы. Вроде бы случайная фраза, знаете, как у Чехова, и вдруг она раскрывается в другой сцене. Потрясающе выписанный характер главной героини – совершенно необычный, очень нетривиальный. Надеюсь, что спектакль отразит глубину этой пьесы".
Несмотря на то, что премьера прошла в преддверии 8 марта, назвать спектакль подарком представительницам прекрасного пола Ингеборга Дапкунайте, например, не рискнула. Ее партнер по сцене Андрей Фомин был смелее. "Мне кажется, каждая женщина найдет здесь что-то для себя, - сказал он. - Задумается о своей жизни. И, вероятно, спектакль подарит ей надежду".