Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

«Магазин» Альметьевского татарского драматического театра на «Золотой маске»

В конкурсе фестиваля «Золотая маска» альметьевский спектакль-дуэт «Магазин» оказался, уже став обладателем гран-при Фестиваля театров малых городов России, который ежегодно проводит Театр наций. Ольга Федянина считает, что это не просто удачный современный спектакль, но и наглядный пример того, что понятие «провинциальный театр» если и не устаревает, то меняет свое содержание.

«Золотая маска» — не только выставка конкретных художественных достижений, но и обзор актуальных процессов, происходящих в российском театре. Возможно, самый интересный и важный из таких процессов — расцвет региональных театров. Неслучайно в последние сезоны география «Золотой маски» постоянно расширяется, на театральной карте России появляются города, которые до недавнего времени не были известны ни зрителям, ни даже экспертам. В этом году в конкурсе фестиваля в разделе «Драма» кроме Москвы, Петербурга и традиционно театральных Новосибирска, Омска, Перми, Екатеринбурга представлены «экзотические» Серов, Новокуйбышевск, Новокузнецк и Альметьевск. И их конкуренция с метрополиями сегодня совсем не выглядит чем-то маргинальным. В этом естественном сближении большая заслуга уже упомянутого Фестиваля театров малых городов, благодаря которому многие коллективы оказываются на виду, получают стимул преодолеть региональную замкнутость, увидеть собственную работу как часть большого современного театрального поля.

Понятно, что в распоряжении Альметьевского театра и его режиссера Эдуарда Шахова нет тех финансовых и технических средств, которые есть, скажем, у театра Александринского или МХТ, но теми средствами, что есть, театр распорядился убедительно и адекватно. Пространство сцены пусто и свободно, только у задней стены — стойка, грубо сколоченная из обломков ящиков, которые в магазинах используют для хранения и перевозки продуктов. Название спектакля этой деревянной конструкцией обозначено и подтверждено — «Магазин» действительно про магазин. По крайней мере поначалу.

Драматург Олжас Жанайдаров и режиссер Эдуард Шахов рассказывают историю современного рабства в самом обыденном его изводе, примитивном, безнадежном и жестоком. Предприимчивая Зияш содержит в Москве магазин шаговой доступности, работают в нем женщины-рабыни — здесь они вкалывают до упада, здесь же живут, беременеют, болеют и умирают, так и не успев выспаться, потому что спать больше трех часов им не позволено. На сцене актерский дуэт: Зияш — хозяйка магазина (Мадина Гайнуллина), Карлыгаш (Диляра Ибатуллина) — одна из ее рабынь. Но то, что начинается как своего рода театральный физиологический очерк, социальная драма из жизни городских низов, постепенно приобретает метафизические черты. Жестокость, на которой держится жизнь магазина, концентрируется в черную фантасмагорию. Побои, изнасилования, пьянство, сломанные пальцы, торговля наркотиками, работа до обморока, похищенные дети, работорговля, увечья — насилие громоздится на насилие, заполняя пространство сцены. Вплоть до мрачной диалектики финала — магазин и его хозяйка становятся жертвой банды бритоголовых, но для полумертвой Карлыгаш отмороженные ублюдки с битами оказываются нечаянными спасителями.

Переплетение реализма и метафизики в исполнении обеих актрис убедительно и эмоционально достоверно. Главной проблемой, с которой они при этом сталкиваются, является сам текст, изобилующий поворотами сюжета, но при этом лишенный собственно драматургии: перекличка монологов палача и жертвы остается в спектакле довольно статичной, и статику эту лишь отчасти компенсирует сложная пластическая партитура, поставленная Алиной Мусаевой.

При всех возможных оговорках «Магазин» получился спектаклем, к которому никак не применимо определение «провинциальный» — в традиционном его смысле. В первую очередь потому, что в нем есть безоглядные, совершенно не провинциальные резкость и определенность высказывания — как социального, так и эстетического. И совсем нет желания оградить зрителя от жестокости окружающего мира, подстраховаться развлечением, отвлечь, успокоить. Тема происхождения самого безобразного и немыслимого насилия из патриархального устройства традиционного общества артикулирована абсолютно внятно и с замечательным бесстрашием. А то, что московская публика приняла спектакль с тем же интересом, что и публика домашняя, альметьевская,— большая заслуга самого театра.