художник, режиссер
Окончила киноведческий факультет ВГИКа, школу современного искусства при РГГУ, Школу современного искусства при фонде Дж.Сороса, Школу театрального лидера при Театральном центре им.Вс.Мейерхольда.
Один из основателей и бессменный арт-директор уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО» (2002-2009, Москва), участница российских и международных выставок. Режиссер, сценарист и художник документального и короткометражного кино, член гильдии кинорежиссеров.
В театре работает с постановщиками «новой драмы» ‑ с Дмитрием Волкостреловым, Маратом Гацаловым, Георгом Жено, Русланом Маликовым, Михаилом Угаровым.
Номинант арт-премии «Чёрный квадрат» (2004) и Премии Кандинского (2008), национальной театральной премии «Золотая маска» (2013) за спектакль «Злая девушка».
На «Золотой маске» 2013 года творческий дуэт Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной был отмечен специальной премией жюри драматического театра.
Работы в театре:
2012 ‑ Опера Б.Филановского «Три Четыре», режиссер Д.Волкострелов, башня «Федерация», Лаборатория современной оперы п/р В.Бархатова «Опергруппа Москва, (художник-постановщик); П.Пряжко «Три дня в аду», режиссер С.Александровский, Казанский вокзал, Москва, (художник-постановщик), 2012; П.Пряжко «Злая девушка», ТЮЗ имени А.Брянцева, СПБ,
2011 ‑ А.Яблонская «Пустошь», R.A.A.A.M theatre, (художник-постановщик), Эстония; А.Яблонская «Пустошь», Прокопьевский драматический театр, (художник-постановщик); М.Дурненков «Не верю», Московский драматический театр им. К.С.Станиславского, (художник-постановщик);
2009 ‑ П.Пряжко «Жизнь удалась», Театр. Doc и Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина;
2008 ‑ М.Дурненков «Хлам», Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, (художник-постановщик); Б.Брехт «Ваал», художник-постановщик, реж. Г.Жено, Центр Драматургии и режиссуры п\р А.Казанцева и М.Рощина, (художник-постановщик);
2007 ‑ М.Дурненков «Синий слесарь», художник, реж. М.Угаров, Театр.doc;
2006 ‑ Ю.Клавдиев «Заполярная правда», реж. Г.Жено, Театр.doc;
М.Дурненков «КРАСНАЯ ЧАШКА. 108 МИНУТ», (режиссер, художник-постановщик, совместно с Я.Кажданом), театр «ПРАКТИКА»; Ю.Клавдиев «Собиратель пуль», реж. Р.Маликов, (художник-постановщик), театр «ПРАКТИКА»;
2005 ‑ В.Дурненков «Три действия по четырем картинам», реж. М.Угаров, театр «ПРАКТИКА», (видеоарт), (совместно с Я.Кажданом); Е.Исаева «Доктор», реж. В.Панков, Театр.doc, (диафильм), (совместно с Я.Кажданом); А.Зензинов, В.Забалуев «Красавицы.VERBATIM», реж. О.Лысак, Театр.doc, (видеоарт).
Избранные художественные проекты и участие в выставках:
2012 ‑ «Я все еще верю, что булки растут на деревьях», инсталляция в рамках проекта «Арт-стрелка. Ревизия», Музеон, Москва;
2011 ‑ «Афган-Кузьминки.Человеческая оратория», в рамках 4 Московской биеннале современного искусства
2010 ‑ «FQ-test», gmg gallery, Москва
2009 «Tales From The New World», в рамках Гаванской биеннале современного искусства; «Не игрушки», Третьяковская Галерея, Москва; «Пусто больше не будет», Проект Фабрика, в рамках 3 Московской биеннале, Москва
2008 ‑ «The Great Repression». A Selection Of Recent Video Art
By Young, Emerging Russian Artists», White box gallery, Нью-Йорк
2007 ‑ «Это не еда», фонд ЭРА, Москва; «Парад», «Гамбургер», «Стишок», Debarkader Cunst, Elverket, Стокгольм; «Невесты Йозефа Бойса», фонд Современный Город, Москва; «Парад», Moscopolis, галерея Espace Louis Vuitton, Париж; «Парад», мастерские АРТ Москвы, ЦДХ; «Колыбельная», выставка «Дубль\Римейк», ГЦСИ, Москва
2006 ‑ «Если я успею», перформанс, Арт Стрелка, Москва; «JOSEPH VERSUS ANDY», форум художественных инициатив, Москва;
2005 ‑ «Гамбургер», галерея WAM, Москва; «В России земля и небо меняются местами», ЕВРОПАЛИЯ, Брюссель(совместно с Я.Кажданом); «5 монологов Сатина», ЕВРОПАЛИЯ, Брюссель(совместно с Я.Кажданом); «Макияж», выставка «Русский ПОП-АРТ», Третьяковская галерея, Москва; «Мячик», XL gallery (персональная выставка), Москва; «Лебединое озеро», I-я московская биеннале современного искусства
2004 ‑ «Случайные образы…», видеоарт для фестиваля NOKIA; «Завтрак на асфальте», Арт Стрелка, Москва; «Матрица», Арт Клязьма, Бухта Радости; «Календарь», «Длинные истории Екатеринбурга», Екатеринбург
2003 ‑ «Лесной бал», Арт Клязьма, Бухта Радости (совместно с Я.Кажданом); «Дикие лебеди», Арт Москва, проект «Мы-Они», куратор Е.Кикодзе (совместно с Я.Кажданом); «Меловой разговор», «Длинные истории Екатеринбурга», Екатеринбург
2002 ‑ «Листопад», «Мелиорация», Бухта Радости; «Блеск и нищета среднего класса», перформанс, Арт Москва «Домохозяйки восстанавливают Останкинскую телебашню после пожара», «Актуальный репортаж», передвижная выставка, кураторы А.Ерофеев, Т.Волкова (совместно с Я.Кажданом); «Мандала», фестиваль «Искусство в городской среде», Нижнекамск
2001 ‑ «Дефиле в гардеробе», L-gallery, Москва; «Среди вещей», музей декоративно-прикладного искусства, Москва; фестиваль перформанса им. Малевича, Москва
2000 ‑ проект «Да зравствует искусство Татлина!» (перформанс, атрибуты, фильм), Москва-Санкт-Петербург-Саратов-Самара-Пермь-Ганновер (принят в коллекцию ГТГ, отдел новейших течений).
Кино и TV:
«Дохлая кошка», 72 мин, «Клуб бывших мессий», 2008 (соавтор сценария, монтаж); «Колыбельная», 26мин, студия «Иллюзион», 2006 (режиссер и сценарист); «Да здравствует искусство Татлина», ОРТ, 26’00’’, 2000 (художник, сценарист)
Ксения Перетрухина пришла в театр как состоявшийся современный художник, представитель российского видеоарта, специального сценографического образования у нее нет. В 2002 году команда из двух человек – Ксении Перетрухиной и куратора Ирины Саминской придумала фестиваль «ПУСТО» ‑ первый в России паблик-арт проект, призванный популяризировать видеоарт, сделав его доступным не только для узкого слоя публики, посещающего галереи, а для «случайного прохожего». Экранами для проекций видеоарта стала московская архитектура Фестиваль существовал до 2009 года.
Художник стала работать в театре благодаря «новой драме», которая, по её словам, ставит перед человеком её профессии совершенно другие задачи, нежели те, которые обычно решает сценограф. Современные пьесы, как утверждает Ксения, совершенно не нуждаются в художнике, который занимался бы обычным оформлением: уточнял режиссёрское видение, прорабатывал детали и придумывал, как обозначить место действия пьесы. А это значит, что его роль должна быть пересмотрена вместе с самой концепцией театрального пространства. Ксения предлагает режиссёру решение не как “stage designer”, а как “artist” – полноправнй соавтор спектакля. Сегодня она – один из самых ярких идеологов того театра, который возник на волне «новой драмы» в начале XXI века, и пожалуй, единственный среди них идеолог-художник.