куратор Роман Должанский
режиссеры Илья Мощицкий, Михаил Милькис, Евгений Маленчев, Анна Синельникова, Регина Саттарова, Канако Судзуки, Никита Кобелев
К юбилею Федора Достоевского, который отмечается 11 ноября 2021 года, в Театре Наций стартует режиссерская лаборатория, завершающая междисциплинарный проект «Достоевский 200». В рамках лабораторной программы семь молодых режиссеров создали эскизы спектаклей, которые были отобраны из более чем ста пятидесяти конкурсных заявок. Авторы эскизов поставили перед собой задачу сдуть пыль с томов классика, уйти от школьной программы, поменять оптику, посмотреть, как ведут себя тексты великого писателя в современной культуре, а также взглянуть на личность Достоевского глазами противоречивых современников. Поэтому произведения и биография писателя предстанут перед зрителями в самых необычных форматах: стендапа, конференции, хореографического монтажа… Лучшие из эскизов впоследствии будут доработаны до репертуарных спектаклей Театра Наций.
«Путь соединения великого культурного наследия с современными поисками по-прежнему кажется нам самым перспективным». Роман Должанский, куратор
26 ноября
ДОМ Д
режиссер Илья Мощицкий
драматург Ася Волошина
художник-постановщик Сергей Кретенчук
в ролях Анастасия Балуева, Екатерина Крамаренко, Алексей Фролов, Алишер Умаров, Александр Бянкин
«Дом Д» – исследование на тему перерождения текстов и образов Достоевского в современной поп-культуре, их новая жизнь в маркетинге, мерчендайзинге, стрит-арте, песнях, клипах, сериалах, рекламе… Произведения автора движутся через время, деформируются, искажаются, обрастают новыми смыслами.
«Достоевский, почти как Пушкин, живет рядом с нами с детства, участвует в нашем формировании, создает нас. Этот процесс происходит автоматически, и мы редко вглядываемся в Федора Михайловича с новым исследовательским интересом, не через школьную мифологию, а через диалог равных собеседников. Спектакль «Дом Д» по пьесе Аси Волошиной будет посвящен присутствию Достоевского в нашей жизни». Илья Мощицкий, режиссер
29 ноября
ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ
режиссер Михаил Милькис
художник-постановщик Александра Карпейкина
в ролях Павел Шумский, Павел Кравец, Андрей Давыдов, Александра Милькис, Николай Ильницкий
Интеллектуальный standup для высшего общества XIX века, основанный на публицистических очерках Федора Достоевского. Дневники писателя наполнены темами, которые ничуть не теряют актуальности спустя полтора века. В этой истории отсутствуют персонажи, но есть идеи, абсолютно полярные, как и все творчество автора.
«Хулиганствующие эстеты обращаются к публике напрямую, подвергая сомнению все, что только можно. Незнакомая публицистика предстает здесь в игровой форме, создавая сюжет с неожиданной развязкой. В итоге мы хотим показать «другого Достоевского» – человека вне художественных изысканий, с убийственным чувством юмора». Михаил Милькис, режиссер
1 декабря
ДОСТОЕВСКАЯ
режиссер Евгений Маленчев
драматург Юлия Поспелова
художник Анастасия Бугаева
художник по свету Нарек Туманян
композитор Кирилл Широков
саунд дизайнер Федор Кондращев
ансамбль DianaPlaysPerception Катя Зейнетдинова (скрипка), Михаил Оленев (тромбон)
в ролях Людмила Трошина, Ксения Чигина
В основе эскиза спектакля Евгения Маленчева – воспоминания Анны Григорьевны Достоевской, второй жены писателя, которая прожила с ним 14 лет. Когда Федор Михайлович умер, ей было всего 35, и оставшуюся жизнь она посвятила изданию литературного наследия мужа. Также Анна Достоевская написала воспоминания, решив представить супруга «со всеми его достоинствами и недостатками – таким, каким он был в своей семейной и частной жизни». В них читатели увидели Достоевского любящим мужем и нежным отцом. Однако сохранились и другие источники – дневники Анны, написанные в годы после свадьбы, проведенные в Германии и Швейцарии. В них ее муж предстает вовсе не таким однозначным, каким он изображен в воспоминаниях.
«В фокусе нашего интереса не столько Достоевский-писатель, сколько Достоевский-человек. Изучая различные источники, мы столкнулись с противоречивыми утверждениями, которые сегодня невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Думаю, что именно на остром стыке противоречий спрятана природа Достоевского. Возможно, Достоевский, которого вы увидите, вам не понравится, но это тоже он. Мы не оцениваем – мы изучаем и наблюдаем. Мы хотим, чтобы эта история позволила каждому получить свой личный опыт переживания сложного Достоевского». Евгений Маленчев, режиссер
3 декабря
РОЖДЕНИЕ
режиссер Анна Синельникова
художник-постановщик Фархад Иксанов
художник по костюмам Александр Удалов
художник по свету Илья Тихонов
в ролях Виталий Довгалюк, Анастасия Голикова
«Рождение» – это музыкально-драматический спектакль по мотивам фантастического рассказа Федора Достоевского «Кроткая».
«Для меня это исследование предрешенности человеческой судьбы и влияние на нее межличностных взаимоотношений. Повествование ведет герой, потерявший свою любимую. Ему предстоит понять – есть ли его вина в случившемся, какой смысл в произошедшем и как с этим жить? Имеет ли он право на свою жизнь, и если да, то чем она будет наполнена?» Анна Синельникова, режиссер
5 декабря
191 СОРТ ГРУШ
режиссер Регина Саттарова
драматург Дина Сафина
художник-постановщик Настя Мухаметзянова
в ролях Павел Густов, Эрик Галлямов, Мария Васильева, Елизавета Тузовская, Никита Беляков
Режиссер Регина Саттарова создала спектакль-портрет, в котором попыталась собрать образ Федора Достоевского из малоизвестных фактов и воспоминаний, а также поэтапно проследить взаимосвязь событий в личной и творческой жизни классика.
«Первое знакомство с Достоевским происходит в школе, где мало уделяют внимание спорным моментам его биографии. Но именно совокупность черт характера (как отрицательных, так и положительных), событий и окружения послужила фундаментом для появления великого писателя». Регина Саттарова, режиссер
8 декабря
СОН – СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕКИЗМ
режиссер Канако Судзуки
художник-постановщик Анна Титова-Тубаш
художник по свету Сергей Васильев
композитор Дарья Звездина
адаптация текста Зухра Яникова
исполнители Светлана Найденова, Федор Кокорев, Дарья Сенина, Ольга Шалимова, Василиса Филатова, Таисия Шумова
Хореограф и режиссер Канако Судзуки, уроженка Японии и выпускница балетмейстерского факультета РАТИ (ГИТИС), создала новый жанр на стыке классической и современной хореографии – «хореографический монтаж». Танцевальная партитура здесь напоминает последовательность иероглифов. За основу «монтажа» на тему Федора Достоевского Канако взяла фантастический рассказ «Сон смешного человека».
«Петербург изображается как одинокий мир, а солнце не приносит людям радости. Такую атмосферу создал Достоевский. Как у представителя страны восходящего солнца, у меня возникло желание поддержать «смешного человека» своими мыслями и способами хореографического монтажа, чтобы у него появилось желание жить». Канако Судзуки, режиссер
13 декабря
ОСЕНЬ В ПЕТЕРБУРГЕ
режиссер Никита Кобелев
автор сценической редакции Элина Петрова
художник-постановщик Нана Абдрашитова
в ролях Илья Исаев, Марина Лебедева, Инна Сухорецкая, Дмитрий Журавлев, Евгений Матвеев
В 1994 году нобелевский лауреат Джон Максвелл Кутзее написал роман «Осень в Петербурге» о кратковременном возвращении Достоевского из Германии в Петербург в 1869 году. В этом документальном и в то же время мистификационном произведении, автор исследует, что привело писателя к рождению романа «Бесы». Главными героями Кутзее являются как реальные личности во главе с самим Достоевским, так и персонажи его прозы – Матрена и ее мать Анна.
«Мы решили инсценировать не только сюжет романа, но и саму ткань прозы писателя, близкой к потоку сознания. В связи с этим у участников эскиза не будет строго закрепленных ролей, они скорее выступят в качестве комментаторов этой истории, иногда примеряющих на себя того или иного героя. Мы создаем на сцене параллельные потоки – речевой и визуальный, не всегда совпадающие друг с другом». Никита Кобелев, режиссер
Партнер программы
Инфопартнеры программы