Московский Театр Наций впервые представил в Канаде и США хореографический спектакль «Бедная Лиза». Сентиментальную повесть русского классика Николая Карамзина в хореографическую новеллу превратила известный балетмейстер Алла Сигалова, которая доверила главную роль в спектакле драматической актрисе Чулпан Хаматовой
Оригинальную постановку московского Театра Наций — хореографический спектакль «Бедная Лиза» — оценили в Канаде и США. Четыре спектакля в Торонто, Нью-Йорке и Бостоне прошли при переполненных залах.
Сентиментальную повесть русского классика Николая Карамзина превратила в хореографическую новеллу известный балетмейстер Алла Сигалова. Более того, на главные роли — а их всего две — выбрала драматическую актрису и профессионального танцовщика, солиста Большого театра.
«Здесь нет танца, это хореографический текст», — уверяет Алла Сигалова. Как педагог, преподающий пластическое воспитание в ведущих театральных вузах России, она заявляет, что не видит в своем выборе ничего революционного. Вот ее слова, произнесенные на встрече со зрителями в Торонто:
«В русской театральной школе делается очень большой акцент на пластическое воспитание. Это естественно, потому что у актера два средства выразительности — это голос и тело, всё. А поскольку сейчас у нас очень востребованы актеры, которые прекрасно двигаются, и рамки между хореографическим и драматическим театром стираются, и уже, в общем-то, достаточно стерты, то чем лучше актер работает со своим телом, чем ярче его выразительность, тем он востребованнее. Так что очень многие актеры уделяют этому большое внимание. И мы, педагоги, которые растят новые поколения, стремимся к совершенству в этой области, во всяком случае двигаемся к этому».
Драматической актрисой, которой постановщица доверила главную роль, стала одна из самых талантливых артисток современной России — Чулпан Хаматова. Она, кажется, не боится никаких экспериментов, смело бросается в любые, почти авантюрные предприятия — чего стоит, например, ее блистательное участие в телевизионном ледовом шоу вместе с профессиональными фигуристами! Похоже, ей подвластно всё. Вот и в спектакле «Бедная Лиза» Чулпан, с ее удивительным голосом и интонационным богатством, не произносит ни слова!
Что же касается постановки в целом, то заокеанская публика оказалась слегка озадаченной. Впрочем, и российские зрители с трудом узнают в аскетичном спектакле, идущем без каких-либо декораций, историю любви и мезальянса, которая у Карамзина развивается на фоне русских пейзажей, со всеми атрибутами дворянского быта. Здесь же на сцене — двое, и только их разговор, подлежащий непростой расшифровке усилиями зрителей.
«Это абсолютное новое, очень наглое, рискованное путешествие», — уверяет Чулпан Хаматова. Не все «одобряют» это путешествие. Например, в Торонто один из зрителей высказался так: «Спасибо, что взяли нас в свидетели такого талантливого глумления над классикой. Думается, что заставили Карамзина не раз перевернуться в гробу…» Отвечая на эту реплику, Чулпан Хаматова сказала:
«Я думаю, что Карамзин, конечно, поворачивается, потому что о нем помнят, он актуален и его можно интерпретировать. И мы с большим уважением делали этот спектакль — честно, на полную катушку. Я не считаю, что мы над ним глумились. Это все было сделано без иронии, на большом серьезе».
Показанная на гастролях за океаном, «Бедная Лиза» пробудила интерес и к другим постановкам Театра Наций. «Хотелось бы понять: этот ваш спектакль — белая ворона или можно ожидать новых жанровых потрясений?» — любопытствовала публика. И не зря. Оригинальные и смелые постановки Театра Наций с триумфом показывались на многих сценах Европы.
А 18 июня в немецком Висбадене театр представит свой новый спектакль Circo Ambulante на международной театральной биеннале «Новые пьесы из Европы». Роль Дон Кихота в этой постановке, между прочим, играет женщина.