— Галина, ваш театр уже давно считается культовым у москвичей. Пятнадцать лет назад он открылся дипломным спектаклем вашего курса „Волки и овцы”, который до сих пор идет в театре. Вам не надоело его играть?
— Об этом и речи быть не может. Как может надоесть Островский с его могучим русским языком, с глубоко прописанными русскими характерами? Островский — такой глубокий колодец, который сколько ни копай, все равно дна не видно.
— Пожалуй, ваш театр сегодня лучший в Москве. Тем не менее многих волнует, кто придет на смену
— В нашей Мастерской в отличие от других театров, где репертуар подстраивают под занятость артистов на стороне, мы свою работу в кино и на телевидении подчиняем графику репетиций в театре. Это было первое условие, которое поставил перед нами Петр Наумович. Ему до сих пор не безразлично, у кого и с кем мы снимаемся. А что будет с театром через
— Я сидела рядом с вами на премьере спектакля „Венерин волос” по роману Шишкина и видела, как вы переживаете за своих коллег, приехав на премьеру со съемок фильма Эльдара Рязанова из Питера. Это так нетипично для нынешних артистов
— Ничего странного в этом не вижу. У нас в театре существует неписаный закон: как бы мы ни были заняты, важно собираться вместе и поддерживать тех, кто на сцене. Особенно если это первый спектакль — он ведь не встал еще на ноги и может от любого дуновения ветерка пошатнуться, пойти не туда
— Обычно актрисы и на сцене, и на экране боятся выглядеть дурнушками. Вы же в спектакле „Носороги” так изуродовали себя, что вас не узнать. Не боитесь, что
— Я никогда не думаю на эту тему: уродую я себя или нет. Быть постоянно красивой — это удел манекенщиц и фотомоделей, я же драматическая актриса и, значит, должна перевоплощаться в каждом новом спектакле. И если вы не узнали меня в „Носорогах”, то мне это только приятно.
— Зато в кино вам нередко предлагают роли красавиц: то великой балерины, то жены Бунина, ваши героини часто окружены мужским обожанием
— Взаимоотношения мужчины и женщины — это самое интересное, что может быть в искусстве. Я не понимаю истории про однополую любовь, ибо искажение человеческой природы всегда выглядит чудовищно, дико, неестественно. Когда мне по роли надо погружаться в мир чувств, то я вспоминаю свои собственные ощущения от прикосновений, замирания сердца. Ведь любовь — это своего рода высокая болезнь. Я много слез пролила, когда играла жену Бунина в фильме Леши Учителя. Я преклоняюсь перед творчеством Бунина, могу перечитывать „Темные аллеи” десятки раз, а тут надо было сыграть жену Ивана Алексеевича, ее великое терпение и мудрое отношение к капризам гения, к его увлечению другими женщинами.
— Кстати, что больше всего вы цените в женщине и в мужчине?
— Мужчина должен обладать большой внутренней силой и обязательно владеть самим собой, тогда ему будет подвластен весь мир. А женщина с ее тонкой интуицией никогда не должна превращаться в мужчину, а тем более подавлять его. Наш мудрый Петр Наумович никогда не спорит с актрисами и даже в
— Но ведь режиссеры по своей природе диктаторы, особенно в кино
— Мне, наверное, в этом смысле повезло. Кроме благодарности и большой признательности, я ничего другого не могу испытывать к Алексею Учителю, Сергею Соловьеву, Эльдару Рязанову, Глебу Панфилову, у которых мне посчастливилось сниматься. Этих мастеров я называю растратчиками, потому что на съемочной площадке они тратят себя без остатка. Для каждого из них в работе нет мелочей. Помню, в „Круге первом” мы снимали сцену, и на столе должен был стоять стакан в серебряном подстаканнике, а его не оказалось. Так вот, Панфилов не начал съемки до тех пор, пока стакан не нашли. И это, поверьте, не выглядело
С партнерами в кино мне тоже везло. На съемках в том же „В круге первом” я подружилась с Инной Чуриковой. Инна Михайловна не только удивительная актриса и мудрая женщина, которая не боится своего возраста, она еще и удивительный человек, очень заботливый. Если у тебя болит голова, она и таблетку раздобудет, и горячего чаю принесет. Никакого премьерства, а уж тем более зазнайства. Эта старая гвардия настоящих артистов может сто очков вперед дать любому зарвавшемуся „медийному лицу”, потому что за ними стоит мастерство и культура.
С удовольствием работала я и с Женей Мироновым, моим однокурсником по Саратовскому театральному училищу, который уже
— Вы сейчас назвали фильмы, которыми можете гордиться. Но ведь были в вашей биографии и другие ленты, например, пресловутые „Дозоры”, обруганные всеми, кому не лень. Как вы со своей творческой взыскательностью могли согласиться играть в них?
— Вы так говорите, будто актеры могут предвидеть результат. Знаете, в театре существует неписаное правило: если спектакль получается, то это заслуга актеров, если проваливается, то виноват режиссер — значит, не сумел вложить в исполнителей то, без чего на сцене нет живой жизни. А в кино Мне кажется, актер там только модель, типаж, многое решает сценарий, режиссер, оператор. Наверное, я говорю прописные истины, но вы, журналисты, должны об этом знать и не бросать нам таких необдуманных упреков. И потом, о фильме „ В круге первом” я тоже читала нелицеприятные статьи, хотя они абсолютно несправедливы, мы с Женей Мироновым много говорили об этом.
— Кстати, вы оба с ним приехали из Саратова. Уж не затем ли, чтобы завоевать Москву?
— Да ничего подобного. Мы здесь начали учиться по новой. Он в
— А они у вас есть?
— Конечно, я очень нетерпелива, вспыльчива, и поэтому моим товарищам приходится многое прощать мне.
— В день Прощеного воскресенья я видела, как вы и ваши коллеги просили друг у друга прощения. Наверное, церковные посты вы тоже соблюдаете?
— Фактически я пощусь уже много лет, потому что в нашей семье
— Признайтесь, готовить не любите?
— Люблю, но, если честно, то у меня, кроме работы, ни на что больше нет времени. Я уже не помню, когда отдыхала, а если неожиданно повезет и выдастся свободный денек, то сажусь за руль и еду на своей машине к маме в Подмосковье, чтобы поговорить с ней по душам, понежиться у родного плеча. Мне даже не хватает времени для общения с моей любимой племянницей, к которой я отношусь как к дочери. Если же мне в ежедневной московской суете повезет побывать на интересном спектакле другого театра, то это праздник, а нежданное общение с близкими друзьями — просто роскошь. Но я ни о чем не жалею и другой жизни себе не желаю, ибо всегда выбирала и выбираю то, к чему лежит сердце.