Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Розовое платье, зеленые носки — это сочетание давно не моветон, но его продолжают эксплуатировать.

На малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Наташа» по пьесе Марины Крапивиной в постановке Светланы Земляковой. Он соткан из чеховских ассоциаций, теней НКВД, казалось бы, канувших в Лету страхов москвичей перед вездесущими провинциалами.

Главная героиня Наташа — приехавшая из провинции в столицу барышня, словно пересаженная из чеховских «Трех сестер» в современную почву. Она постепенно завоевывает позиции в московской семье, становится женой мягкотелого Андрея (читай Прозорова), разве что Бобика, как у Чехова, не родит — выкидыш помешает. Есть даже сцена под названием «Наташа на приеме у гинеколога», но ничего пошлого, никакого КВН, как теперь любят, разве что очень длинно и подробно.

Заявленные Театром Наций мотивы «Леди Макбет Мценского уезда» едва угадываются. Только загадочная цепочка смертей намекает на сочинение Лескова. Но Наташа для режиссера — местечковая леди Макбет, поскольку в нее вселилось предчувствие близкой беды. В то же время Светлана Землякова сравнивает своих героев с персонажами Ионеско, ведь они постоянно хотят о чем-то поговорить, начинают разговор, но не заканчивают.

На популярных ресурсах, в дайджестах для тех, кто не привык читать и довольствуется кратким изложением, сообщается, что Наташа Прозорова является яркой, но второстепенной героиней пьесы «Три сестры», что она невеста, а потом и жена одного из главных героев — Андрея Прозорова. Судя по всему, родилась и выросла она в провинциальном городе, в отличие от москвича Андрея, своего будущего мужа. Наташа у Чехова носит розовое платье, и Ольга Прозорова ей говорит: «На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!». По современным меркам сочетание несочетаемого вполне уместно. Наташа в современной театральной версии одета в платье так называемого грязно-розового цвета, которое отдаст ей за ненадобностью сестра Андрея Маша, на ней яркие зеленые носки. Красную кофточку Наташа тоже примерит — все по Чехову, — и она ей к лицу. Даже высокомерный Марк — поклонник Маши и друг Андрея — залюбуется.

Наташа, как он скажет, «из Ростова или Тамбова, откуда она там», появляется в доме Кирилловых с фингалом под глазом. У нее только что умер муж в Германии — выходец из казахстанских немцев, старше ее на тридцать лет, если, конечно, все это правда. Жить Наташе негде. Шлейф отзывчивой сиделки, скрасившей последние дни главы рафинированного московского семейства Кирилловых, окажется мифом. Никакая она не сиделка, как выяснится, хотя деньги за услугу взяла. И теперь ее поселят в знак благодарности в бельевой.

Драматург Марина Крапивина сделала для Театра Наций новую редакцию пьесы и назвала ее «Абулия», что характеризует состояние присущего семье Кирилловых «синдрома отсутствия воли». Мотивы «Вишневого сада» в ней тоже имеются. Героиня Натальи Павленковой — вдова Ольга Сергеевна, мать Маши и Андрея, — иногда напоминает Раневскую, красивую и добрую барыню, живущую воспоминаниями. Ее вишневым садом станет дача с искусственными растениями, которая в любой момент может отойти кому-то другому, поскольку наследники после скоропостижной смерти главы семейства не удосужились переоформить ее на себя, как и большую квартиру в центре Москвы. Все эти вялые интеллигенты — отпрыски тех, кто трудился в НКВД. Они и живут в ведомственном доме, где сотрудникам секретного ведомства выделяли квартиры. Но зачем копаться в прошлом? В доме постоянно появляются люди в штатском, участковый, и возникает некий собирательный образ безликого человека, который всегда начеку и приглядывает за каждым из нас. В исполнении Леонида Тимцуника он (они) как моль.

На авансцене — стопки старых книг: Тургенев, Стендаль, воспоминания о Ленине... На протяжении всего спектакля герои грозятся выкинуть ненужный хлам, но он так и продолжает пылиться на балконе. У входа на малую сцену установили стилизованные стопки из муляжей книг, арт-объекты художника-постановщика спектакля Екатерины Злой. Зрители увидят даже маску Наташи, изготовленную художником Дмитрием Шабалиным, ведь Наташа — героиня многих произведений русской литературы, например «Войны и мира». Том Толстого поднимет с пола а-ля чеховская Наташа и прочтет первые попавшиеся строки о чувствах юной Ростовой.

В доме больше никто не курит, но ей всюду грезятся окурки и запах дыма. Наташу играет актриса театра «Сатирикон» Алена Разживина, умеющая наполнить новыми смыслами классические тексты. Одна из наиболее ярких ее ролей в «Сатириконе», где она служит, — Анна Андреевна в «Р» по Гоголю в постановке Юрия Бутусова. Наверняка именно эта работа и навела Светлану Землякову на мысль о приглашении актрисы в свой спектакль.

Безвольного Андрея Кириллова-Прозорова сыграл Станислав Беляев. Он у него пошлый, непривлекательный, бегает к соседке, пока ее муж на работе, а когда тот их застанет на «месте преступления», наденет брюки наизнанку. Его красавица сестра Маша (Илона Гашун) — нежная и отзывчивая. Она встречается с Марком (Александр Девятьяров из РАМТа), актуальным художником-анималистом. Людей он принципиально не пишет, только ради Наташи готов сделать исключение, почуяв в ней звериное нутро. Хотя ничего подобного в ней нет. Она не исчадие ада, как нам пытаются это внушить. И все эти герои во главе с Ольгой Сергеевной — абсолютно непрактичный народ, не знающий, что такое «многофункциональный центр». Только провинциалка Наташа поможет управиться с утомительными бытовыми делами, отведет Андрея в МФЦ. Тут это учреждение как Эверест, который еще надо покорить, и это очень смешно.