Анна Федина
В российский прокат вышел новый фильм Карена Оганесяна „Домовой” — триллер о писателе, который однажды знакомится с киллером и решает примерить на себя жизнь наемного убийцы. Главные роли в картине сыграли Константин Хабенский и Владимир Машков. Изящным украшением звездного дуэта стала Чулпан Хаматова, которой досталась роль подружки писателя. Отправившись на интервью к актрисе, корреспондент „Известий” попала на репетицию спектакля.
вопрос: Чулпан, откуда царапина на носу?
ответ: (Смеется.) Это я репетировала спектакль по рассказам Шукшина. Что случилось, не помню. Видимо, в этот момент я находилась в состоянии сильнейшей экзальтации. Помню только, что ко мне подбежали люди с
в: Настоящая производственная травма.
о: О, это мне очень свойственно. Один раз во время спектакля я наступила ногой на гвоздь и даже ничего не почувствовала. Только когда его вынули и фонтаном пошла кровь, я поняла, что с моей ногой
в: Так что за спектакль вы репетируете?
о: Это проект Театра Наций. Ставит спектакль Алвис Херманис — самый добрый режиссер, как я его называю. Мне кажется, Алвис открыл совершенно удивительную, чудесную сторону рассказов Шукшина, которую я, например, по своей совковой запорошенности никогда не замечала. Какие у нас ассоциации с Шукшиным? Калина красная, кирзовые сапоги, недокуренный бычок А Алвис нашел в нем такую прекрасную наивность человеческой жизни. Он оказался абсолютно прав, потому что вдруг эти рассказы, как спелые плоды, вскрылись, а в них ирония, юмор, абсурд, детскость. В общем, радость неописуемая.
Для меня это спектакль про то, как человек раздирается между его подлинными потребностями: водой, воздухом, просто жизнью и тем, что мы называем „город”: алчностью, жадностью, ненасытностью.
в: Что у вас за роль?
о: Я играю реку, комаров и корову. Смешно звучит, правда? В роли комаров Чулпан Хаматова. Я не один комар, а комары, нас целая стайка.
в: Кусаетесь?
о: Нет, только попугиваем.
в: А корова что делает?
о: Корова просто грустит. Но она у меня пока не получается. Жду. Не родится к премьере —
в: Как спектакль Херманиса будет называться?
о: Я думаю, что так и будет — „По рассказам Шукшина”. Там вообще все очень просто. Алвис сказал, что он пришел к нам, насытившийся современным театром формы, и теперь ему хочется сути. Нам разрешено сидеть, вставать, иногда ходить. Кричать нам позволяется редко. В основном мы сидим на скамейке и разговариваем.
в: А еще, как я сегодня видела, играете на баяне.
о: Да, это режиссер придумал. Все страшно обрадовались, и я обрадовалась, пока не поняла, что овладеть этим инструментом не так уж просто. За месяц вроде научилась. Во всяком случае, пытаюсь нажимать на клавиши, не глядя. Правда, глаза у меня в этот момент, как у испуганного кролика. (Смеется.)
в: На других музыкальных инструментах играете?
о: Я могу играть по нотам на фортепьяно и раньше даже очень любила это делать, а потом забросила.
в: То есть кладезь скрытых в вас талантов режиссерами еще далеко не исчерпан?
о: На самом деле это не кладезь талантов, это актерская природа подражательства, которая позволяет освоить любой навык. Я не верю, когда режиссер заявляет актеру: „Мы не будем вас снимать в этом фильме, потому что вы не говорите
в: Для „Домового” пришлось научиться ездить верхом?
о: Да. Наладить общий язык с лошадьми мне было нелегко — они меня напугали в самом начале моей карьеры, на съемках „Времени танцора”. Я тогда вылетела из седла и теперь лошадей боюсь.
в: Как вы попали в „Домового”?
о: Карен Оганесян очень хотел, чтобы я у него снималась. Мне понравился сценарий „Домового”, особенно мужские роли. И, конечно, меня грела мысль, что сниматься я буду с Владимиром Машковым и Константином Хабенским. Роль подружки главного героя меня, конечно, не прельщала, но Карен был так настойчив, что я подумала: „Была не была, если нечего играть, значит, надо быть просто красивой”. А благодаря Косте у нас там даже
„На слухи о беременности купились даже мои друзья”
в: На этой неделе вышел в прокат еще один фильм с вашим участием — „Бумажный солдат”. Трудно работать с
о: Герман — один из немногих режиссеров, к которому ты приходишь на пробы и не можешь быть уверена в результате. С одной стороны, это напрягает. С другой — радует, потому что если во мне сомневаются, значит, я имею право на ошибку. А я не хочу, чтобы меня воспринимали как непогрешимую, заслуженную актрису. Мне
в: И что же вы придумали?
о: В фильме есть сцена на даче, где все на улице едят шашлык и пьют водку. Я искала зубочистку, потому что мясо жесткое, но, не найдя ее, взяла полено, зубами оторвала от него щепку и стала ковырять в зубах. Партнеры мои сначала не поняли, что я делаю с этим бревном, а потом засмеялись. В фильме вообще много импровизации. Герман говорит: „Вот это вы хорошо сделали. Давайте оставим”. — „Но ведь это же я сделала, а не героиня. Дождь, холодно, вот я и сказала, что у меня задница мокрая. А героиня у меня интеллигентная, она не может так сказать”. — „Может”.
в: Что случилось со спектаклем Аллы Сигаловой „Бедная Лиза”, из которого вы выпали чуть ли не в последний момент?
о: Мы должны были показать его на фестивале „Территория”, но незадолго до премьеры меня „подкосила” старая травма позвоночника. Та самая беременность, о которой писала „желтая” пресса, была не чем иным, как выпадением диска. В таком положении я не то что танцевать, ходить не могла, поэтому было решено на время фестиваля ввести в спектакль Алену Бабенко. Сейчас я снова в форме, и премьера „Бедной Лизы” с моим участием будет в феврале.
в: Как вы отнеслись к слухам о беременности?
о: Меня постоянно окружают
„Я не умею просить, капризничать”
в: С годами вы стали спокойнее воспринимать сплетни о вас?
о: Если они касаются только меня, мне все равно. На мне эти слухи никак не отражаются. Но ведь люди, которые под фотографией незнакомца, преподносящего мне цветы, пишут, что у Хаматовой появился новый возлюбленный, совершенно не думают об этом человеке. А какая у него ситуация в семье? Не будет ли у него проблем? Или в той же заметке про мою беременность было написано, что мой ребенок рисует сцены из загробной жизни, поэтому я собираюсь забрать ее из школы и увезти в Германию. Учителя, естественно, перепугались и позвонили мне. А между прочим, Арина однажды проснулась с криком: „Не забирай меня домой, мне так интересно в школе!” И вот эти учителя, которые так стараются, чтобы их ученикам было интересно, вдруг читают такое Я говорю дочке: „Арина, ты знаешь, что такое загробная жизнь?” — „Нет, расскажи”. — „Не буду”.
в: Насколько вам важно быть независимой?
о: Я не люблю давления. Если мужчина хочет, чтобы рядом с ним была слабая женщина, я могу ему подыграть. Вообще к 33 годам я поняла, что я психологический урод. С этим ничего не поделаешь, меня можно только полюбить со всеми моими недостатками. Мне неведомы многие вещи, которые для большинства женщин сами собой разумеются. Я, например, не умею просить, клянчить, капризничать.
в: Это не так уж плохо.
о: А еще я не могу просто выйти из машины. Я буду выходить оттуда двенадцать раз: я забуду сумку, потом телефон, потом вспомню, что надо выключить фары, потом у меня заклинит дверь
Выдержать такое не способен ни один нормальный человек, но я ничего не могу с собой поделать. Я так занята мыслями о театре, кино, детях, фонде, что мне трудно сосредоточиться еще на
в: Мужчине, чтобы завоевать ваше внимание, надо отодвинуть детей, театр, фонд
о: Мне кажется, это основная проблема всех творческих людей. Настоящий камень преткновения. ..