«Представление отменяется! Все актеры издохли! Деньги за билеты не возвращаются!» – этими словами 29 мая на основной сцене Александринского театра начался спектакль Андрея Могучего «CIRCO AMBULANTE» (гастроли Театра наций) и наше путешествие в загадочный и волшебный мир, где невозможное становится возможным, а мечта воплощается в самую невероятную действительность – одним словом, конечно, в цирк.
Действие постановки происходит на вулканическом острове. На нем только и остался, что мясокомбинат. Его работницы исправно, с утра до вечера, без выходных и праздников разделывают бычьи туши для эликсира бессмертия, необходимого обер–кондуктору (Александр Строев), воплотившему в себе собирательный образ диктатора и тирана, столь же никчемного, сколь и беспощадного. Художник Максим Исаев, известный жителям Петербурга как создатель нашумевшего инженерного тетра «АХЕ», постарался воплотить на сцене колоритный пейзаж минувшей советской эпохи и бурную фантастическую атмосферу настоящего цирка. Железные дымящиеся трубы, внутри которых перерабатываются бычьи туши, бесформенные «однояйцевые» одежды работниц, «голос за кадром», вещающий: «На чудо созданья потрачено денег более трех триллиардов в валюте...», унылая нищенская квартирка Марии (Лия Ахеджакова) и постоянная нехватка денег…. В то же время — яркая иллюминация, меняющее цвета освещение, плотная дымовая завеса и забавные надувные акулы на морском дне острова. Да и в сюжете спектакля с первых минут убогая социалистическая действительность переплетается с фантастикой: руководящий работами карлик Давид (Алексей Ингелевич) разговаривает с мертвыми, которые наравне с живыми населяют чудо-остров.
Режиссер спектакля определил его жанр как метареализм, и с ним, пожалуй, можно согласиться. Придя на спектакль с неподражаемой Лией Ахеджаковой в главной роли, ожидаешь чего-то легкого, комедийного, расслабляющего, а между тем получившаяся постановка с ее сюжетными перипетиями, драматическими коллизиями и бесконечными монологами о зле, справедливости, борьбе, свободе требует эмоционального и умственного напряжения. Спектакль, что называется, не формат, для поклонников авангардного нового жанра.
Центральной фигурой постановки наряду с Марией и ее мужем (Альберт Филозов) является рыцарь печального образа. Собственно говоря, по словам Андрея Могучего, сам спектакль с того и начался, что Ахеджакова представилась ему в роли Дон Кихота. В финале действия облаченная в доспехи актриса вместе со своим мужем бросает вызов обер–кондуктору, не убоявшись злого гения острова.
Роль Ахеджаковой в спектакле сложна и многогранна, как того и требует высокий профессионализм и непревзойденный талант актрисы. Она – и молчаливая работница фабрики, и цирковая авантюристка, и отважный рыцарь без страха и упрека, но прежде всего женщина – самоотверженно, до исступления любящая своего парализованного мужа. Всю глубину своего чувства к супругу, обиду, вызванную его неверностью, желание отомстить и во что бы то ни стало вернуть своего Антона, стихийно выплескивает Ахеджакова в одном из своих финальных монологов. С полными непролитых слез глазами, стоя на коленях, целует она руку своего умирающего супруга. Великим всепобеждающим гимном любви звучат горькие слова великой актрисы.
В реальности, как и в сказке, существует не только зло, но и добро, и всегда найдутся люди, готовые бросить вызов несправедливости и победить. Дон Кихот живет в каждом из нас, нужно только суметь его в себе отыскать, нужно только любить, нужно только преодолеть свой страх и смело идти вперед, не оглядываясь назад.