Top.Mail.Ru
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Завтра
12:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

Арт-площадке СТАНЦИЯ, созданной Евгением Кулагиным и Иваном Естегнеевым, – уже пять

Там, где лён шумит... Точнее, где в позапрошлом шумело громадьё льняных мануфактур, в нынешнем каких-то сто квадратов сцены. Но на одной станционной «сотке» Коляда с колядой, в ударе Угаров, гремит Гремина – шума-то! Франция и Нидерланды, Италия и Бельгия, Чехия и Германия – вся громадина-планета на одной станционной сотке. На ней же – к слову о фактурах – первая в истории Костромы золотая. «Золотая Маска». И если кто-то скажет, что со льном на Ерохова было лучше, чем стало с contemporary, корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА очень ретиво поспорит. СТАНЦИИ пять – и это лучшее, что могло случиться со всеми нами не только в нынешнем сентябре. За два минувших столетия.
И всего-то (вернисажи, мультпоказы, мастер-классы, фестивали, Хоронько с Хабенским «по тихой» – такие «мелочи» вообще не в счёт) случилось: станцевали шестнадцать спектаклей contemporary, Угарова, Коляду и Панкова высмотрели, «прослушали» десятки дискотек (они же в наушниках). Но как много в результате получилось, в минувшую субботу заметно даже вновь прибывшим на СТАНЦИЮ, не говоря уже о вечно пребывающих здесь. 

На СТАНЦИИ не станут плясать под общую дудку – заметно. Заметно, что смотреть под общим углом на СТАНЦИИ не будут. И что на СТАНЦИИ даже не подумают слышать общими ушами, тоже заметно. Общепринятый юбилейный церемониал игноря без малейшего зазрения совести, директор «Диалог Данс» и важнейший станционный смотритель Евгений Кулагин 20 сентября не на сцену (на площадку) не выходит (выбегает) не в классической «двойке» (в джинсах-рубашке). И вместо букетов-грамот-аплодисментов получает, конечно... танцы-танцы-танцы. В честь первой пятилетки арт-площадки танцуют все – и это главный подарок к станционному дню рождения. Впрочем, если Чертоляса не считать.
Он для Кулагина и Естегнеева не просто мегаподарок – ещё и сверхободрение: когда-то скромно солировавший в «TOTR» (на СТАНЦИИ было дело) Евгений Чертоляс с «J.Hellboy» теперь уверенно творит «Мою аномалию» в Театре Наций. Вместе с крупным эстонским режиссёром Мартом Кангро и, конечно, «Диалог Данс» творит. А это значит, что провинциальная, в сто квадратных метров, площадка вдохновляет на штурм крупнейшей столичной сцены – даже рокеров. Которые, завладев большой, о малой, но очень родной, похоже, всё никак не могут забыть.

Когда-то Чертоляс (в центре) вместе с «TOTR» был на СТАНЦИИ гостем. Теперь, на пятилетний юбилей арт-площадки, вместе с «J.Hellboy» приезжает другом

А потому целый юбилейный субботний вечер Чертоляс (с ним ещё два гитариста, ударник и клавишник – весь «J.Hellboy») то упоённо медитирует, то блаженно стенает, хотя и рявкнуть может – о своей многолетней станционной любви. Такой пылкой, что ритмы чертолясовского соул-рока шкалят без передышки – здесь выдох на выдохе. И выпарх на выпархе: нервяк дикого рока «J.Hellboy» приглушает почти попсовой невесомостью. Именинница СТАНЦИЯ тонет в этих игривых волнах и сиреневом сюрре света – и отвечает московским рокерам ну просто неприкрытой взаимностью.
Что неудивительно: на шестом году у костромской арт-площадки вырисовывается девичье личико и формируется – уже не скроешь ничем – очень манкое женское тело. За неделю до дня рождения (13 сентября на СТАНЦИИ официально стартовал сезон номер «шесть») в contemporary только девушки: танцуя «Incontrovertible» (спектакль-реверанс перекрёстному году России и Голландии) и «S.A.L.I.G.I.A» (студенческий проект под руководством Марии Качалковой) не впервые, женский состав «Диалог Данс» в очередной раз с мужской жёсткостью как будто бы пересказывает всю костромскую историю современного танца. В отсутствии Кулагина и Естегнеева на площадке собственными «хрупкими» силами демонстрирует, как нелегко contemporary в провинции.

Здесь (в «Incontrovertible») кто-то постоянно вызывает четырёх исполнительниц на линию рампы – чтобы жгучим светом ударить по глазам, чтобы рьяно вытолкнуть во тьму за спиной. И они «вталкиваются» в этот чёрный пустой, но агрессивный мир – и в нём, прошиваемом насквозь какими-то невидимыми токами-болями, отчаянно жмутся друг к дружке, сплетаются в живой, мягкий клубок. И изгибы тут совсем кошачьи, и «мягколапая» поступь, но нежиться некогда – этот женский квартет то и дело воинственно застывает, чтобы снова и снова из статуарности броситься в атаку. Чтобы вместе – не сдаться.

У жесткого современного танца все чаще красивое женское лицо. «Incontrovertible»

Такие и в самом деле не сдаются никогда: шпильки-иглы, платья-кожа, губы-кровь – танцовщицы «S.A.L.I.G.I.A» ещё «амазонистее», непримиримее, сильнее. На площадке-подиуме они сходятся, как королевы на одном балу, и, обороняясь от всего вокруг, превращаются чуть ли не в собачью стаю. Под резкую скрипку хрипло тявкают, резко прыгают, огрызаются остервенело. И вот кружево чулок уже кажется рваной раной, а роскошь форм – болезненными наростами. Обезболить – вне сомнений – способна только любовь: сегодня вгрызающаяся в тебя собачья стая завтра может зализать любые укусы. И покориться может – уметь бы покорять.

Кулагин с Естегнеевым сумели – Кострому, как и других женщин (Россию, Европу, планету), уже больше десятилетия основатели «Диалог Данс» держат на коротком поводке. Шестой сезон арт-площадки СТАНЦИЯ, пожалуй, и ещё кое-кого «подсадит» на актуальное искусство: угощение (кстати, юбилейный станционный торт оказался пальчики оближешь) только началось – впереди «Диверсия», гастроли театрального Центра имени Мейерхольда и прямо в эту субботу манхэттенский фестиваль короткометражного кино. В доме, который построили Евгений с Иваном.