Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В театре Наций прошел предпремьерный показ спектакля лауреата театральной премии "Золотая маска" Марата Гацалова "Дыхание". В основе постановки пьеса современного английского драматурга Дункана Макмиллана "Легкие".

Москва. Вечер воскресенья. Снег, переходящий в метель… Театр наций. Малая сцена. Начало предпремьерного показа спектакля «Дыхание» Марата Гацалова запланировано на 20:00. В 19:30 в холле уже многолюдно. Журналисты-театралы обсуждают последние новости в полголоса.

20:05 — звонок, деревянные двери малого зала впускают в небольшое помещение около сотни человек.

Сцена небольшая. Белая мебель известной нидерландской компании, минимум предметов: шифоньер, кухонная мойка со шкафом, холодильник, стол, два стула, ванна, туалет и стиральная машина. Темные полы в комнате. Сцена небольшая метра два-три в ширину и восемь-десять в длину, если протянуть руку из первого ряда можно вторгнуться в чужой мир, в чужую жизнь. 20:15 — извинение за задержку и предупреждение о скором начале.

20:20 — гаснет свет. Тишина.

На сцене двое. Молодой мужчина (Актер Роман Шаляпин) в ванной, женщина (Людмила Трошина) у шкафа в комнате. Диалог семьи, динамичный, без пауз. Двое хотят ребенка, но не готовы. Они правильные, слишком правильные, чтобы бездумно давать жизнь человеку, который повлияет на ход вещей на земле. Планета на грани экологической катастрофы, еще один человек увеличит выброс углекислого газа в атмосферу на десять тысяч тонн.

Она пишет докторскую. Он музыкант. Они говорят. Говорят много: о событиях, о планете, говорят спокойно и порой монотонно, но как только речь заходит о ребенке, дыхание героини учащается, она, словно, задыхается. Герои носят одежду в основном серого цвета. Пьеса довольно монохромна: белый, серый и черный.

В начале спектакля пауз в диалогах практически нет. Время идет, они пытаются завести ребенка, но он так и не появился на свет. Предметов в квартире становится больше, сцена двигается, она уходит вглубь. Они расстаются. Потом снова сходятся, потому что она ждет ребенка. Они решились. Они родители. Но время вперед. Сцена уходит все дальше вглубь. Предметов все больше. Диалоги все короче. Паузы все дольше. Ребенок вырос, живет самостоятельно. Его больше нет, а она одна, но она все еще говорит с ним. При всей своей монотонности и цикличности некоторых действий героев, пьеса динамичная в ней помещается жизнь.

Гаснет свет. В зале минутная тишина. Зрители словно не решаются аплодировать, но потом долго благодарят актеров за жизнь на сцене.

Потом режиссер спектакля Марат Гацалов поясняет, что в оригинале пьеса Дункана Макмиллана называется "Легкие", но группа решила, что для спектакля более точное название "Дыхание".

"Это — история пары, которая очень-очень долгое время не может решиться завести ребенка и находится в таком экологическом дискурсе. Мне кажется история не про это, а про то, что эти два человека любят друг друга, как-то проживают эту жизнь и не могут встретиться друг с другом. Она отражена в структуре материала. Автор задает нам события, которые развиваются в геометрической прогрессии. Событийный ряд, яркие события, которые повлияли каким-то образом на их жизнь, вырезаны. Пара в течение всей пьесы находится в подготовке к событию, не в моменте", — считает режиссер.

По его словам, героям многого не хватает, но, прежде всего, из-за привычки откладывать на завтра они не могут присутствовать в моменте или же находятся в разговоре. Марат Гацалов объясняет, почему в спектакле у героев такая разница в возрасте.

"Герои находятся одновременно в прошлом, настоящем и будущем, они одновременно находятся в одном пространстве все время, поэтому героиня режиссера взрослая женщина, а герой — молодой человек, таким образом, создается движение от рождения к смерти и, наоборот — от смерти к рождению", — говорит он.

Как рассказал Роман Шаляпин, он последний присоединился к команде, ему пришлось долго учить текст. Репетиции начались в середине сентября.

"В пьесе написано, что нет героев, есть артисты М (мужчина) и Ж (женщина) приблизительно одного возраста. В тексте прописано все вплоть до пауз. Для меня поэзия возникает именно в этом повторении, когда мы на чем-то заостряем свое внимание. Повторение — это рифма. Это поэзия. Мы разрезали быт и показали его с той стороны, с которой нам надо. Для меня то, что сделал Марат и вся группа философский заход — высказывание на тему человеческих отношений", — поделился актер.

Он отмечает, что вначале многие не понимают, что происходит на сцене, но потом действие втягивает их, и монотонность уходит, они начинают обращать внимание на новые элементы.

Людмила Трошина сказала, что для нее контакт с пьесой на подсознательном уровне еще продолжается. Это не первая работа актрисы с режиссером Маратом Гацаловым, в этом, по ее словам есть и плюсы и сложности. Вся пьеса в движении. Движение как жизнь.

"В этом спектакле есть еще много того, что мы не открыли для себя. Мне сразу понравилась пьеса. Она такая недетская, в ней есть все все все. Больно, когда человек должен быть счастлив сейчас, а он этим не пользуется. Получается, что жизнь из одних намерений, а когда решил сделать шаг, то уже поздно. Надо спешить все делать сегодня — жить сегодня: и любить, и рожать, и обижать, и понимать, и прощать и жить в гармонии. И, конечно же, спектакль о великой любви, которой не смогли распорядиться и насладиться сполна и вполне", — считает Людмила Трошина.

Премьера "Дыхания" состоится 7, 8, 9 ноября на Малой сцене Театра Наций.