GRAZIA: Елизавета, начнем с общего вопроса. Если сформулировать в двух-трех предложениях, о чем спектакль?
Елизавета Боярская: О разрушительной силе человека. В том смысле, что бог дал ему столько возможностей дл того, чтобы приумножать свой талант, обогащать мир, делать счастливыми людей вокруг. А получается, что он куда чаще несет разрушение - неважно, семейным ли ценностям, самому ли себе, природе ли…
GRAZIA: Как актриса, игравшая самого разного Чехова, можете рассказать, что особенного в вашей Елене Андреевне?
Е.Б.:Конечно, наша сцена повидала уже тысячу версий «Дяди Вани», но конкретно в этом случае мы вообще не пытались изобрести велосипед и просто шли от Чехова. И в моем, и в Юлином понимании (речь о Юлии Пересильд, которая также заявлена в составе спектакля. — Примеч. Grazia) главное качество героини - это трусость. Из-за нее она и жизнь прожила неудачно, не совершив больших поступков: замуж вышла неполюбви, пианисткой не стала…
GRAZIA: Спектакль поставил Стефан Брауншвейг (руководитель парижского театра «Одеон». — При- меч. Grazia). Как считаете, удалось ли французскому режиссеру «прочитать» чеховский текст?
Е.Б.: Вполне! Более того, он относился к нему максимально бережно - к каждому вздоху, к каждой запятой. И в этом мы совпадаем: ужасно не люблю, когда вальяжно обращаются с произведением. Вообще работать со Стефаном было сплошным удовольствием: он крайне внимательный и чуткий режиссер. И что мне особенно нравится -— это театр, в котором нельзя играть.Там можно только существовать и проживать все по‑настоящему. Потому что как только допускаешь долю условности, сразу все становится каким-то…
GRAZIA: Фальшивым?
Е.Б.:Да, будто шито белыми нитками.
GRAZIA: Расскажите про экологическую линию в спектакле. Зачем она?
Е.Б.:Мы тоже сначала удивились, узнав, что это центральная тема постановки. Кажется, что, когда Чехов писал Астрова — эдакого чудака, одержимого вырубкой лесов и сажающего березы, он явно не думал о надвигающейся экокатастрофе. Но на самом деле посмотреть на него под этим углом исключительно важно именно сегодня — когда горит Сибирь, когда бушуют пожары в Рио, когда планета нас просто-напросто «выплевывает».
GRAZIA: А лично у вас как с борьбой за будущее планеты?
Е.Б.: Вот как раз после наших репетиций стала иначе относиться к этому вопросу и осознала,какой вред мы наносим ей, заполоняя дома ненужностями. По‑моему,мы все сейчас заняты чем угодно — угрозой ядерной войны или экономическими спорами, но не важным. А важным заняться стоит, потому что, когда всех накроет цунами, уже не будет иметь значения, у кого сколько денег и какая у кого армия. Я стараюсь практиковать экологичные привычки: носить с собой многоразовую бутылку, брать меньше пакетов в магазинах. Уверена, что сегодня наших детей мы должны воспитывать в этом ключе.
GRAZIA: Вас наверняка часто об этом спрашивают, но все же: вы снимаетесь в кино, играете в обеих столицах, воспитываете детей, сотрудничаете со столькими благотворительными фондами… Как вы все успеваете?
Е.Б.: Вопрос скорее в том, а надо ли столько успевать? Я считаю, что нужно позволять себе выходные, нормальные выходные, когда несколько дней проводишь с детьми, а потом идешь на массаж, на спорт, читаешь книгу или смотришь кино. Жить в бешеной гонке — очень плохо. Я сильно от этого устаю, это влияет на моез доровье, на мое настроение, а соответственно, на настроение дома. Стараюсь с этим всячески бороться. Думать надо о себе, о своих близких и о детях, которым нужна спокойная и веселая мама.
GRAZIA: Но после премьеры «Дяди Вани» наверняка есть масса планов?
Е.Б.: Конечно. Начинаю сниматься во втором сезоне сериала "Оптимисты». А после продолжатся репети- ции "Братьев Карамазовых» в МДТ — сложная работа, которая длится уже не один год.
GRAZIA: Супругу Максиму нравится все, что вы делаете?
Е.Б.: Совсем нет. Бывало даже,что он меня сильно «чихвостил». Но я не обижаюсь! Это ведь конструктивно. Всегда доверяю Максиму, у него прекрасный вкус.