В заключительный день Х Фестиваля театров малых городов России в Лысьве побывали губернатор Пермского края Виктор Басаргин и художественный руководитель фестиваля народный артист России Евгений Миронов
Перед тем, как встретиться с журналистами, Евгений Миронов посмотрел спектакль «Бесконечный апрель», который шел днем в фойе. Предпоследний из 19 спектаклей фестиваля рассказывает о жизни трех поколений через воспоминания умирающего старого человека.
— Сейчас посмотрел спектакль театра из города Ельца, — поделился впечатлениями народный артист России. — Это не первый случай, когда режиссер уезжает из столицы и создает потрясающий коллектив в глубинке. Я считаю, что мы в большом долгу перед людьми, которые работают в провинции. Нефть, газ добывают не на Чистых прудах и не на Фонтанке, так же и культура России произрастает здесь, в этих потрясающих местах. Я сам провинциальный человек из маленького городка Саратовской области. И я рад, что комплексы провинциального человека этот фестиваль разрушает напрочь. В четвертый раз Лысьва становится столицей провинциального искусства России. И мы снова здесь будем собираться. Нам необходимо сделать один стационарный фестиваль. А в Лысьву мы уже ездим, как в родной дом. Я надеюсь, что новый глава Лысьвы Виталий Шувалов сохранит эту нашу жемчужину.
Лысьва впервые принимала фестиваль в 2004 году. Как сказал его арт-директор Олег Лоевский, тогда сгоревшее здание судорожно доделывали к открытию фестиваля, который сильно помог восстановлению театра из пепла. Интересно, что в то же время художественным руководителем главного учредителя фестиваля — Государственного театра наций — был назначен Евгений Миронов. После чего фестиваль, который раньше обычно проходил в Москве, прочно переместился в Пермский край. Поэтому признаниям Евгения Миронова в любви к Лысьве вполне можно доверять.
Близкой Евгению Миронову оказалась тема финансового выживания провинциальных театров, о чем он с большим волнением говорил на пресс-конференции:
— Театр никогда не может быть окупаемым. Это надо врубить в головы тех чиновников, которые этого не понимают. Если держаться только на самофинансировании, мы пойдем на поводу у зрителя и будем давать только «сладкие» спектакли. Еще больше эклеров, еще… Что это будет за зритель и что за театр? Театр должен иметь возможность зарабатывать, но, с другой стороны, должны быть и дотации, чтобы театр развивался.
В фойе любимец публики Евгений Миронов охотно фотографировался со своими поклонниками. Затем все отправились смотреть последний спектакль фестиваля, который представил Лысьвенский театр драмы имени Анатолия Савина. Его «Игроки» по пьесе Николая Гоголя и стал победителем. Об этом было объявлено на церемонии закрытия, где Евгений Миронов и председатель жюри фестиваля Лидия Федосеева-Шукшина награждали лучшие театры.
Но Лысьвенский театр не единственный победитель, который будет представлять свою работу столичному зрителю. Среди спектаклей малых форм лучшим стал «Доктор. Первый год» по произведениям Михаила Булгакова театра «Наш дом» из подмосковного города Химки. На вопрос о том, в чем изюминка их театра, победители ответили в жанре феерии:
— Наш театр самый крохотный в России. Поэтому мы и называемся «Наш дом». И у нас еще кошка жила как наш талисман.
На закрытие фестиваля прилетел губернатор Пермского края Виктор Басаргин, вертолет которого приземлился на лысьвенском стадионе. Губернатор вручил награды и дипломы «За плодотворное партнерство» Государственному театру наций в лице Евгения Миронова и Лысьвенскому театру драмы имени Анатолия Савина и приз «За современное прочтение классики» драматическому театру Комсомольска-на-Амуре, который показал в Лысьве «Преступление и наказание».
В своем приветственном слове Виктор Басаргин упомянул о том, что он тоже родился в маленьком городке Асбесте Свердловской области. Губернатор выразил пожелание, чтобы театральный фестиваль малых городов России прописался на пермской земле на долгие годы.