касса +7 (495) 629 37 39
1 сен
20:00 / Малая сцена
2 сен
20:00 / Малая сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад
В Санкт-Петербурге прошли гастроли московского Театра Наций. При полном зале показали премьерного „Калигулу” Эймунтаса Някрошуса, с чуть меньшим ажиотажем „Киллера Джо” Явора Гырдева и его же расхваленный столичными критиками „Метод Гренхольма”. В выходные при невероятном аншлаге второй раз в Петербурге были показаны „Рассказы Шукшина” Алвиса Херманиса. Конечно, интерес у большинства зрителей к гастролям вызывают на афише имена таких звезд, как Мария Миронова, Игорь Гордин, Алексей Девотченко. Но корреспондент „РБК daily Санкт-Петербург” АНАСТАСИЯ КИМ убедилась в том, что ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, народный артист России, актер и художественный руководитель театра в одном лице, пользуется этим во благо искусства: он не только включает в программу спектакли с молодыми актерами, но и при каждом удобном случае смещает внимание с собственной персоны на реализуемые проекты.
- Роль Калигулы сложна по внутренней проработке и невероятно трудна физически. За четыре часа вы очень устаете?
— Да, для меня роль Калигулы сравнима лишь с ролью Гамлета — спектакль Петера Штайна был самым сложным в моей творческой биографии. И я все меряю на него. „Калигула” находится на том же уровне, но с той лишь разницей, что я играл Гамлета больше десяти лет назад.
- Кто придумал основные жесты? Например, главный: ваш герой, произнося „Я император”, подносит к затылку ладонь с растопыренными пальцами, словно это корона.
— Этот жест, как и многие другие, предложил Эймунтас Някрошус. Он за время репетиций — полтора месяца с одним выходным 1 января — очень много придумывал, а актерами все „примерялось” и „проверялось”. Было поначалу непривычно: казалось, какое-то смешное движение, смотрится нелепо. Но потом все сложилось воедино и наполнилось огромным смыслом. Наш „Калигула” — это эксперимент. Экспериментируют актеры и герои. Сам Калигула ставит страшный эксперимент над собственной душой: пробует дойти до конца в своем стремлении подчинить мир, достать для себя невозможное, овладеть Луной.
- С сумрачным литовским гением, как называют Някрошуса, вы работали еще в 2003 году при постановке „Вишневого сада” — тогда и задумали постановку пьесы Камю?
— На самом деле идея принадлежит вице-президенту Фонда К. С. Станиславского Зейнаб Сеид-Заде, которая давно предлагала этот материал, но все было не собраться.
- Собирать команду очень сложно, особенно когда участвуют такие блестящие актеры и режиссеры. Какие у вас планы на обозримое будущее?
— В марте будет „Сиротливый запад” Мартина Макдонаха режиссера Туфана Имамутдинова, Андрей Могучий поставит „Дон Кихота” с Лией Ахеджаковой, осенью Томас Остермайер выпустит спектакль с русскими и немецкими актерами по пьесе шведского драматурга Августа Стринберга „Фрекен Жюли”.
- На осень запланировано и завершение ремонта в вашем театре. Чем будете открывать?
— Мы готовим не спектакль, а представление о Театре Наций. Очень важно рассказать о нашей программе, о нашей творческой стратегии, о нашей непохожести на других. Наш театр выступает за эксперименты, организует фестивали, приглашает зарубежных режиссеров. У нас необычный коллектив, который требует особенного подхода и другой статьи расхода. Сейчас мы входим в общую систему театров, но у нас даже нет труппы и соответственно этой статьи, и нам нужно подделываться под этот имеющийся шаблон, что мешает нам развиваться.
- Несмотря на эти трудности, вы с успехом реализуете различные проекты. Один из любопытнейших и уникальных — Всероссийский фестиваль театров малых городов.
— Да уже лет восемь мы проводим его раз в два года в городке Лысьва Пермского края, но с этого года я решил делать фестиваль ежегодным. Ободряет отношение людей: губернатор пермского края Олег Чиркунов, министр культуры Борис Мильграм и мэр Лысьвы Александр Гончаров занимались подготовкой так активно, как будто это самое главное их дело. Меня такое отношение повергло в состояние шока, и я решил, что надо буквально заставлять силовыми методами администрацию городов провинциальных, чтобы они больше внимания уделяли культуре. Благодаря этому возникает очаг, который образует вокруг себя некую жизнь, меняющую жизнь города. На примере города Лысьва видно: изменилась инфраструктура, сделали дороги, гостиницы. Город нас каждый год ждет. Теперь мы решили развивать по мере возможности другие города, их большое количество. Более двухсот.
- Как выбрать тот единственный, куда поедете в следующий раз?
— В этом году делаем фестиваль у меня на родине в Саратовской области, губернатор Павел Ипатов откликнулся на это предложение. Конечно, у нас есть консультативный орган во главе с Олегом Лоевским, очень известным человеком в театральных кругах и хорошо знающим провинцию: он нам говорит, где что-то зарождается и надо ехать туда, поддержать.
- Какие планы у созданного вами вместе с Марией Мироновой фонда „Артист”?
— Фонд „Артист” поддерживает актеров-инвалидов, ветеранов театра и кино и детей-сирот, родившихся без ног и рук. Мы собираем средства на экстренную медицинскою помощь для них. Мы проводим программу в Москве, но теперь решили помогать и в Петербурге. Так что до скорых встреч!