Top.Mail.Ru
Завтра
14:00 / Малая сцена
Завтра
15:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

«Может, вы не знаете, Набережные Челны целую неделю будут театральной столицей России», – этими словами Евгения Миронова 3 июня в Татарстане открылся XVIII Фестиваль театров малых городов.   Это событие достойно войти в историю автограда. Имея три профессиональных театра, Челны до сих пор всё-таки уступали Казани по насыщенности театральной жизни. А тут город-полумиллионник, можно сказать, взял реванш, да ещё накануне столичного «Навруза», по сути, главного театрального события года в Татарстане. Но одно другому совсем не мешает, а только усиливает эффект от созерцания современного театрального ландшафта, редкого по разнообразию и причудливости форм.  

 А ЭТО ГДЕ – ЧЕРЕМХОВО?..

Фестиваль в Набережных Челнах собрал 350 участников из 16 населённых пунктов, само название которых иногда  вызывает невольный вопрос: где это? Шарыпово, Черемхово, Кудымкар, Лодейное Поле… Но самое удивительное даже не это, а то, что там есть свои театры, причём нередко с богатейшей историей. Некоторым из них уже более ста лет: где-то театр был первым каменным зданием в городе, а где-то у него до сих пор нет собственной площадки. Многие ведут свою родословную от народных, любительских коллективов, но известны также случаи, когда приехавшую на гастроли профессиональную труппу просто не отпустила восторженная публика… Именно любовь и преданность зрителей, наиболее очевидные там, где все друг друга знают, добавляют артистам сил и воодушевления каждый вечер выходить на сцену, какой бы маленькой и старой она ни была. Кстати, Татарстан в этом смысле не исключение. Здесь тоже есть свой «уникум» – единственный в России государственный сельский театр в Большой Атне. Значение фестиваля театров малых городов трудно переоценить, признаются его нынешние участники. Что ни говори, провинциальные труппы всё-таки находятся в некоторой изоляции. Невозможность вживую увидеть, куда движется современный театр и какие новые технологии ему доступны, вольно или невольно приводит к творческому застою. Поэтому для многих участие в фестивале такого уровня – едва ли не единственный шанс восполнить пробелы. Ведь помимо собственно театральных впечатлений, которые подогреваются состязательностью, фестиваль даёт провинциальным артистам возможность повысить свой профессиональный уровень на мастер-классах и тренингах. Наконец, это единственный в России фестиваль, участники которого, отыграв свой спектакль, не бегут, как водится, на вокзал с обратным билетом, а остаются «в процессе» до конца: смотрят работы друг друга, участвуют в обсуждениях, знакомятся с местными достопримечательностями. Надо ли говорить, какая это нагрузка, прежде всего финансовая, для организаторов. Но, к счастью, им-то как раз не нужно объяснять, насколько это важно и ценно.  

 ЗА ЧЕЙ СЧЁТ «БАНКЕТ»

Ежегодный фестиваль театров малых городов России – это проект Государственного театра Наций под руководством Евгения Миронова. Финансируется он на паритетных началах. Половину средств выделяет Министерство культуры РФ (через Театр Наций), вторую часть расходов берёт на себя принимающая сторона. Однако, по словам Евгения Миронова, случается всякое: бывает, денег пообещают и не дадут или дадут меньше оговоренного… Напомним, что место проведения нынешнего форума предопределила победа Набережночелнинского русского театра «Мастеровые» на предыдущем фестивале. «Это важное, но всё-таки не единственное основание, – уточнил Евгений Миронов на стартовой пресс-конференции. – Мы приезжаем туда, где нас ждут. В связи с этим хочу выразить благодарность Президенту Татарстана Рустаму Минниханову. С первой секунды нашего общения я почувствовал с его стороны не только понимание, но и желание активно включиться в работу».     Не без гордости художественный руководитель Театра Наций сообщил, что благодаря в том числе их фестивалю в стране уже пять лет действует федеральная программа по поддержке театров малых городов. «Насколько это важно и необходимо, я знаю из первых рук – от тех, кто получает эти гранты», – сказал Евгений Миронов. По его словам, творческий уровень многих провинциальных театров гораздо выше и достойнее, чем состояние их материально-технической базы. И с этим надо что-то делать. «Мы увидели пока только один спектакль, театр приехал из Каменска-Уральского. Ну, ребята, в столицах такой уровень надо ещё поискать!» – поделился артист первыми впечатлениями. «Я сама родом из маленького города Бугуруслана, – начала свой приветственный спич председатель жюри фестиваля Ольга Остроумова. – И там тоже был театр! Не скажу, что актрисой я стала из-за этого, но само по себе это замечательно». По словам народной артистки России, самому фестивалю она тоже многим обязана. «Лет двадцать назад я хотела вообще уйти из театра, что-то меня в нём разочаровало, – призналась Ольга Остроумова. – А вскоре Евгений Миронов пригласил меня на этот фестиваль и доступно так объяснил: все мои метания – «с жиру». Оглянись, мол, сколько людей вокруг работают фактически на голом энтузиазме и делают прекрасные спектакли. Уйти из театра – значит, прежде всего, предать их… И вот, я продолжаю быть артисткой».  

 КУ-КА-РЕ-КУ, ИЛИ КАК РАБОТАЕТ ХАРИЗМА

 Об открытии фестиваля в Набережных Челнах рассказали практически все федеральные телеканалы. Повышенное внимание к нему – это тоже следствие невероятной личной харизмы Евгения Миронова. Просто надо было видеть, какой овацией сопровождалось его появление на площади Азатлык, где проходила церемония открытия фестиваля. Хотя люди здесь собрались разные, в большинстве своём далёкие от театра, а вышел к ним не стендап-комик из телевизора и даже не Филипп Киркоров. Конечно, Евгений Миронов – очень известный артист и медийная личность, но выражение «свадебный генерал» – это точно не про него. Притом что организация фестиваля такого масштаба – безусловно, заслуга не одного человека, а целой команды. Судя по пресс-конференции, какие-то детали фестивальной повестки руководитель Театра Наций может даже не знать, но без Миронова, а точнее, его человеческой и актёрской харизмы, фестиваль, скорее всего, уже давно бы тихо сошёл на нет. И никто этого не понимает лучше, чем сам Евгений Витальевич. Объяснить, как работает харизма, невозможно, но позволим себе привести ещё один пример.   Значение фестиваля театров малых городов трудно переоценить, признаются его нынешние участники. Что ни говори, провинциальные труппы всё-таки находятся в некоторой изоляции. Невозможность вживую увидеть, куда движется современный театр и какие новые технологии ему доступны, вольно или невольно приводит к творческому застою. Поэтому для многих участие в фестивале такого уровня – едва ли не единственный шанс восполнить пробелы   Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев не смог присутствовать на торжественном открытии фестиваля. Причина вполне уважительная. Так совпало, что в тот же день в автограде с рабочим визитом находился Премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Но вечером мэр наверстал упущенное и пришёл на спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин» в постановке Тимура Бекмамбетова. Одну из главных ролей в нём исполняет Евгений Миронов. Артиста даже нет на сцене (спектакль-то кукольный!), он только озвучивает своего персонажа – милейшего ослика (назвать его Ишаком язык не повернётся), который добровольно следует за выкупившим его Ходжой и под влиянием дарованной свободы постепенно внутренне преображается. Но самое забавное, что в конце представления зрителям тоже предлагается «высвободить своё внутреннее «ку-ка-ре-ку» (для героев спектакля это что-то вроде пароля). А среди публики, как уже сказано, – мэр города, члены жюри, журналисты… И что вы думаете? Весь зал, взрослые солидные люди в финале дружно скандировали: «Ку-ка-ре-ку!» А вместе со всеми и сам Евгений Миронов.  

 СОВЕСТЬ, БЛАГОРОДСТВО И ДОСТОИНСТВО

Ещё одним подарком от Театра Наций станет спектакль в очках дополненной реальности «Я убил царя», в котором Евгений Миронов играет Николая Второго. По словам артиста, идея спектакля возникла в то время, когда театры из-за пандемии закрылись и все стали экспериментировать. «Это почти научное исследование последних минут жизни царской семьи перед расстрелом. Мы придумали новую форму и практически сняли фильм. Видеограф сделал колодец с огромным количеством окон, каждое из которых – это начало сюжетной линии того или иного персонажа. Надев очки виртуальной реальности, зритель может выбрать, как и с кем он будет двигаться по «колодцу» вверх», – дал представление о спектакле Евгений Миронов. По его мнению, этот зрительский опыт интересен именно сопричастностью к обстоятельствам истории и выбором собственного пути внутри неё… Но вернёмся к конкурсной программе фестиваля. В ней участвуют шесть спектаклей большой формы и десять спектаклей малой формы. Среди них нашумевшая премьера Альметьевского драмтеатра «Королевство кривых» и новая работа челнинских «Мастеровых» – спектакль «Три сестры». Конкуренцию им составляют театры из Башкортостана и Удмуртии, Пермского и Красноярского краёв, Ленинградской, Псковской, Свердловской, Кемеровской, Самарской, Ростовской, Иркутской и Липецкой областей. Ждать вердикта жюри осталось недолго. «Судить будем строго, но справедливо», – пообещала Ольга Остроумова, процитировав для убедительности Булата Окуджаву: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство». По традиции победители в  главных номинациях (спектакли большой и малой формы) будут представлять свои работы в Москве, на сцене Театра Наций. Кроме того, уже завтра станет более или менее понятно, где будет проходить следующий, девятнадцатый фестиваль театров малых городов России. Реальный шанс снова выступить в качестве принимающей стороны есть и у нашей республики.