Вспоминается старый советский анекдот: „Изя, ты слышал, что в Москве открывается Камерный еврейский театр?” — „Да? И таки на сколько камер?” У Камерного театра
— За 65 лет маленький камерный театр стал большим. У нас пять залов: один рассчитан на 900 мест, второй — на 400, третий и четвертый — на 160 мест, в пятом играют моноспектакли и представления в стиле кабаре. Скоро появится еще один зал на 250 зрителей. В нашем репертуаре по 30 наименований в год, каждый день мы играем по 5-10 спектаклей: часть — в своем театре, часть — на гастролях по Израилю и всему миру. В афише у нас есть Шекспир, Брехт, Олби, много мюзиклов, но основной репертуар — современная израильская драматургия. В декабре мы проведем неделю израильской драмы на русском языке, пригласим актеров и режиссеров из России: очень надеемся, что наши пьесы будут поставлены на ваших сценах. А пока вас ждет первая встреча с Гамлетом, сыгранным на иврите.
Пьесу играют в современных костюмах. Постановочное решение весьма оригинально: актеры перемещаются по всему залу, а зрители сидят на вращающихся стульях — таким образом, они всегда оказываются в центре действия. Спектакль, который уже побывал на разных театральных фестивалях, отмечен всевозможными наградами. Поставил его режиссер Омри Ницан:
— Шекспир говорит об общих ценностях, социальных и человеческих. Но наш „Гамлет” говорит на нашем языке и о наших проблемах с присущим народу темпераментом. „Быть или не быть” — можно перевести как „Убить или не убить”. Конечно, можно увидеть пьесу глазами молодого человека, который нашел в спальне матери чужого мужчину. Можно посмотреть и с политической точки зрения: он увидел на троне узурпатора. Есть еще сложные философские проблемы — и все это есть в нашем спектакле. Шекспир — совершенно современный драматург. Мы ставим „Гамлета” как политический детектив. А вообще „Гамлет” — это путешествие, которое никогда не заканчивается.
На вопрос, правильно ли я поняла, что режиссера „убить или не убить” интересовало больше, чем „быть или не быть”, он ответил утвердительно. И в эту минуту к нашему разговору подключился руководитель Театра Наций Евгений Миронов, который играл Гамлета в постановке Петера Штайна:
— „Быть или не быть”, „Жить или не жить”, „Убить или не убить” — это все практически разные спектакли. Я лично играл „быть или не быть”: оставаться ли в этом бытии, стоит ли или нет. То есть все остальные вопросы отходили на
* * *
„Гамлет” Камерного театра — первый спектакль афиши Шекспировского фестиваля Театра Наций. 14 ноября в Москву приедет „Гамлет” из Вильнюса в режиссуре Оскараса Коршуноваса (только что его показал петербургский фестиваль „Балтийский дом”; зрелище весьма эффектное).