Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре наций появится «Шекспир. Лабиринт»: экскурсия и мини-спектакли в самых неожиданных местах

В этом году празднуется 450 лет со дня рождения Шекспира — по всему миру проводят фестивали, играют премьеры, открывают выставки. Московский Театр наций отмечает юбилей проектом в жанре site-specific (когда спектакль играют в неожиданных, не приспособленных для этого местах). «Шекспир. Лабиринт» — это интерактивная экскурсия; пришедших на нее зрителей (35-40 человек за один сеанс) проведут по закоулкам театра и везде будут что-то показывать. Публике выдадут наушники, в которых будут звучать то слова экскурсовода, то музыка, а то тексты Шекспира.

В духе светской беседы
Компания на проекте подобралась яркая: восемь команд, в том числе Liquid Theatre и кукольный театр «Трикстер», молодые режиссеры Тимофей Кулябин, Юрий Квятковский, Дмитрий Волкострелов, танцевальная компания Dialogue Dance. Режиссером-постановщиком всего действа выступил Филипп Григорьян. Сам он, впрочем, предпочитает называть себя куратором. «Моя работа тут больше похожа на кураторскую, потому что есть пул авторов, которые существуют на проекте как самостоятельные художники, — пояснил Филипп Григорьян “Пятнице”. — Конечно, я с ними что-то обговариваю, но есть границы, за которые я не перехожу. Моя задача, задача драматурга Ольги Федяниной и художника Галины Солодовниковой — связать эти мини-постановки в логическую картину. Жанр, который мы определили для этого проекта, — светская беседа, когда разговор легко и спонтанно перескакивает с одного предмета на другой. Но есть и внутренний сюжет, и к нему отсылает сама фигура Шекспира, — разговор о том, что такое вообще театральная игра. Скажем, Юрий Квятковский делает у нас такой фрагмент — историю о люстре, которая вспоминает спектакль “Буря”, в начале ХХ века шедший в этом здании. Зрители сидят на балконе, открывается занавес, и мы видим пустую сцену, на которой ничего не происходит. И слышим голос люстры, которая вспоминает об этой “Буре”. Это воображаемый театр, история о природе художественной фантазии».

Выставка с качелями
Но люстра — это уже финал прогулки. Начнется же экскурсия с Малой сцены Театра наций. На время проекта театральный зал превратится в выставочный, из него вынесут кресла, и все освободившееся пространство займет экспозиция Московского музея современного искусства. Свои вариации на тему Шекспира покажут актуальные художники: две коллаборации (арт-дуэт «ЕлиКука» и группа Stain & ::vtol::) и два автора (Алина Гуткина и Ирина Корина). Работы будут разные, от видео до вполне театральной инсталляции — качелей в виде большой головы Шекспира, на которых действительно можно будет покачаться. Автор качелей — художник Ирина Корина, лауреат премии «Инновация» и по образованию сценограф.

Леди Макбет в зеркалах
Впрочем, главное в «Шекспир. Лабиринте» все же не экспозиция, а мини-спектакли. Эта прогулка еще и способ по-новому увидеть здание Театра наций, бывшего Театра Корша, стильно реконструированного Александром Боровским. Публика сможет, например, выйти через боковую дверь на сцену Большого зала и попасть в пространство, действительно похожее на лабиринт: зрительный зал будет наглухо отделен черным занавесом, а саму сцену разобьют при помощи черных перегородок на несколько отсеков. В карманах сцены представят свои работы Liquid Theatre (команда выбрала для показа речь Ивана Тургенева, написанную к 300-летнему юбилею Шекспира) и Дмитрий Волкострелов.

В актерском фойе можно будет увидеть сцену сумасшествия Офелии из оперы Амбруаза Тома «Гамлет» в постановке Филиппа Григорьяна. В буфете покажут «Тита Андроника»: стойка буфета станет ширмой для кукольного спектакля Вячеслава Игнатова и его театра «Трикстер». В длинной череде зеркал гардероба отразится леди Макбет в исполнении актрисы Елены Морозовой — монодраму на этот сюжет ставит Тимофей Кулябин. А в зеркальном фойе второго этажа станцуют «Гамлета»: хореографическую версию трагедии представит компания Dialogue Dance.