— Вы с самого начала планировали играть „Рассказы Шукшина” на большой сцене. Тогда почему начали прокат с малой сцены, с ажиотажа и жутко дорогих билетов?
— Это было пожелание режиссера Алвиса Херманиса, который никогда не работал на больших площадках, — начать с маленькой сцены. Мы же еще во время репетиций понимали, что нам будет тесно. Что касается дороговизны билетов, то этот спектакль сделан полностью на спонсорские деньги, и поэтому часть билетов мы отдали спонсорам, а на часть билетов, которые остались у нас, были вынуждены поднять цены. У Театра наций сейчас нет своего помещения, поэтому возникает вопрос аренды и соответственно высоких цен на билеты, вырученных денег от которых все равно не хватает, чтобы ее покрыть. Что касается Театра на Малой Бронной, где мы играем сейчас, то это не очень большой зал, и он для нас очень комфортен, нам уютно там играть. Если бы не было комфортно — ушли бы обратно на малые сцены и искали бы богатых людей, которые помогли платить за аренду. Или „Рассказы Шукшина” стали бы фестивальным спектаклем, и Москва бы его больше не увидела.
— Как известно, летом, когда готовили спектакль, вы ездили на родину Василия Шукшина, в алтайское село Сростки. И привезли оттуда портреты его жителей, которые теперь служат огромными декорациями на сцене. Этих людей вы знаете лично?
— Не всех. Но мы туда поедем со спектаклем — обещали, и сыграем в Бийске, в Барнауле. В Бийск привезем жителей Сросток. Кстати, выяснилось, что мы - первый театр, который туда приехал, чтобы
— Вы сейчас делаете, что хотите?
— Я давно делаю, что я хочу.
— В какой момент вы поняли, что мало быть актером, и надо самому создавать события, а не ждать приглашения?
— Я никогда не чувствовал зависимости актера, о которой так часто пишут и говорят мои коллеги. Потому что я никогда не был рабом ситуации. Если мне не нравилось
— После того как вы стали руководителем Театра наций, вы высказывались о том, что вокруг много непрофессионалов, и о том, как это обидно. Вы придумали, как избежать непрофессионалов в своей команде?
— Дело не в том, что я стал руководителем — и вдруг начал замечать непрофессионалов. Я это замечаю давно, потому что давно работаю. Но сейчас я стал пытаться пробовать ситуацию менять. Это очень сложно, потому что давно у нас сложилась такая ситуация, в которой деньги можно заработать быстро. Иногда — из воздуха. Такая система координат приучает людей не работать. Более того, даже если человек хорошо работал, то в
— Только Бродвей окупается, да?
— Там тоже далеко не все окупается. Но на Бродвее спектакль идет каждый день, а в субботу — два раза в день. В России нет такой системы.
— Вы не боитесь, что в
— Если бы я его чувствовал, я бы, наверное, вам ответил. Но мне даже обернуться некогда, чтобы посмотреть — где этот
— Получается, что вы - пахотная лошадь, которая работает, работает, и даже обернуться и посмотреть на плоды своих трудов времени нет.
— Только, в отличие от лошади, которая пашет, пашет, пашет, и ей от этого тяжело и грустно, я - сумасшедшая лошадь, которой нравится пахать. И на цирковую лошадь я не очень похож, потому что — где этот штырь и где этот дрессировщик, который меня бы погонял? Хотя, конечно,
— Вы же один из немногих, кто совершенно очевидно выдерживает забег на длинную дистанцию
— Стайер это называется,
— А как вы перешли из спринтеров в стайеры?
— Еще не до конца перешел. Я действительно всегда был спринтером. Роль — выдох, роль — выдох. Короткие дистанции. Только сейчас у меня начался стайерский, новый для меня период жизни. Это намного сложнее.
— Став руководителем, вы стали иначе воспринимать других, например Олега Табакова?
— Да. Я и так его уважал, а тут зауважал еще больше. Я понимаю теперь, скольких мелочей я не знал. Сколько качеств характера необходимо, чтобы заниматься таким большим делом, как театр. Сколько терпения, прощения, мудрости нужно, чтобы руководить театром. Я всегда Олега Павловича чтил — как учителя, в конце концов, как коллегу, потому что он мне помогает на разных этапах жизни, — но сейчас я на него смотрю совершенно
— К своему руководству театром вы относитесь как к делу, как к роли или как к миссии?
— Это серьезное изменение в моей жизни ради дела, которое мне интересно попробовать. Попробовать — значит, сделать максимум того, что от тебя зависит. Мне это интересно. И я не просто так за это дело взялся. У меня были свои причины. Мне не нравится многое из того, что вокруг меня происходит. А я взрослый человек. Мне сорок два года. И я хочу попробовать
— Как вы думаете, в этом люди виноваты?
— Просто ситуация такая сложилась. Вот я и хочу попытаться начать эту ситуацию менять. Если не менять, то можно задохнуться, как в болоте. По крайней мере, я не могу так жить. Мне интересно другое. Я не пытаюсь
— Публика, которой интересно то же, что и вам, — всегда ли может заплатить пять тысяч за билеты?
— У нас в Театре наций есть спектакль „Кармен” с Машей Мироновой. У нас есть спектакль „Шведская спичка” Никиты Гриншпуна. У нас Кирилл Сбитнев поставил „Письма к Фелиции” — про влюбленного Кафку, и это очень интересно. На эти спектакли вполне демократические цены. На „Рассказы Шушина” сейчас есть билеты не только дорогие, но и очень доступные.
— Какова ваша художественная программа?
— У нас есть три направления работы в Театре наций. Фестивальная деятельность — мы четко понимаем, что это должно быть. Фестиваль „Территория”, где представлено жесткое искусство, которое далеко не всем нравится, но это интересно, и мы должны это знать. Фестиваль театров малых городов России, который проводится в городе Лысьве Пермской области. Фестиваль „Другой театр из Франции”. В прошлом году провели фестиваль одной пьесы „Иванов”, сейчас думаем о Шекспировском фестивале. Будем тесно сотрудничать с фестивалем NET. Есть и другие идеи. Театр должен и может стать российским партнером зарубежных фестивалей, своего рода международным театральным центром. Второе направление — это поддержка молодых. Это может быть какой угодно репертуар, от современной драматургии до классической, но главное — там должно быть
— Как удается поддерживать театр в рабочем состоянии, играть спектакли сейчас, когда полным ходом идет ремонт здания в Петровском переулке?
— Ответ простой — помогают друзья, как и всегда в жизни. Уже второй год поддерживает нас основной стратегический партнер театра — „Фонд Михаила Прохорова”, помогает мой друг Андрей Бокарев с компанией „Трансмашхолдинг”. Есть договоренность о поддержке больших, национального значения проектов Сбербанком. Но я прекрасно понимаю, что помощь друзей не безгранична. А учитывая намеченную Театром наций программу, благодаря которой должны как поддерживаться начинания молодых, так и реализоваться международные проекты, требуется особый подход государственных структур, их поддержка и иное финансирование.
— Правда, что вы ведете переговоры с Някрошюсом про „Калигулу”?
— Да. Надеюсь, этот проект состоится.
— Расскажите про ближайшую премьеру Театра наций — балет с Чулпан Хаматовой в главной роли. Все ужасно заинтригованы и не очень понимают, что это будет такое.
— Этот проект, „Бедную Лизу” на музыку оперы Леонида Десятникова в постановке Аллы Сигаловой, мы делаем совместно с „Территорией”, и в рамках прошлого фестиваля уже состоялся первый, черновой прогон спектакля. Я могу сказать честно — я был потрясен способностями Чулпан Хаматовой, которые безграничны. Я в нее как в актрису просто влюблен. Ее самоотверженность и трудолюбие — просто не обсуждаются, но - как она органична! Она танцует — именно танцует, не изображает, не стилизует, а
— Для многих зрителей то, что Хаматова танцует наравне с солистом Большого театра, — не такое уж событие просто в силу их невключенности в театральный процесс. Они видели Чулпан в телепроекте „Ледниковый период” и наверняка подумают, что это —
— Вот я и надеюсь, что те, кто
— То есть функция воспитания вкуса у театра осталась?
— Конечно. В России театр не может существовать без
— Количество жертв, которые вы приносите своему делу, образу жизни, возрастает все время?
— Я думаю, что все уравновешено и гармонично задумано. Поэтому, как говорил Олег Павлович, полоса повидла, полоса дерьма, полоса повидла, полоса дерьма. Другое дело, что я иногда не замечаю уже, где одна субстанция, а где вторая. И дело не в эйфории, которой я почти никогда не ощущаю, — я в этом смысле несчастный человек. Мне, конечно же, как актеру, очень радостен успех „Рассказов Шукшина”. Но он важен и с политической точки зрения. Потому что до сих пор же идут разговоры: „Ну вот дали Миронову театр — и что?!” Мне было странно и удивительно, что есть люди, которые не то, что не помогают, а мешают, причем активно мешают! Для меня важен успех всех наших спектаклей, хотя, например, „Письма к Фелиции” — это молодой
— Как вы думаете, вы - обычный человек?
— Необычный. Тут дело не в кокетстве. Позволю себе очень высокий пример. Когда я встречался с Солженицыным — потом выяснилось, что это была моя последняя с ним встреча — он мне сказал, причем
Полный текст интервью Евгения МИРОНОВА читайте в февральском номере журнала „Театральные Новые Известия — Театрал”.