«Русский романс» - это, наверное, самая странная и самая удивительная премьера зимы-2015
Его, как и предыдущие свои работы «Три дня в аду» и «Шекспир. Лабиринт» (фрагмент), поставил в Театре Наций Дмитрий Волкострелов. Режиссеру всего 32, так что ждать можно многое и разное. Но чтобы такое! Не про социальные язвы, не про ложь и коррупцию, не про «отцов и детей» даже - а про русский романс. Господи, ну кому он нужен сейчас, романс-то? Тут страна уходит из-под ног, голова кругом: как там бедный рубль, почем баррель, что еще с утра запретили и не стряслось ли чего еще до кучи… А вместо этого, нервного, тебе предлагают размякнуть сердцем, вздохнуть поглубже, послушать прекрасные романсы, да и послать всю суету вместе с баррелем сами знаете куда.
В программке заявлено, что будет интимность и доверительность. И вот, пожалуйста, каждого зрителя лично ведет в зал девушка, которая потом оказывается актрисой. А сам зал превращен в березовую рощу (вся визуальная эстетика – заслуга художника Ксении Перетрухиной). Стволы самые натуральные, кое-кто даже бересту отщипывает для проверки. И зрители садятся на стульчики меж березок кружком – лицам друг к другу, и к полянке посредине, где стоит рояль. Три девушки в хипстерских ботинках кофтах в разных концах зала нежно-шелестяще проговаривают строчки из старых романсов. Каждый коллажик состоит одинаково начинающихся фраз. «Я вас любил», «Я вновь пред тобою»… Звучит – гипнотически. В это время гример превращает девушек 21 века в пушкинских барышень – кудри, белые платья, совсем, казалось бы, не сегодняшние лица. Само собой всплывает: «три сестры, три создания нежных в путь нелегкий собрались однажды…» На самом деле тут четыре актрисы - Алена Бондарчук, Татьяна Волков,а Мария Шашлова, Инна Сухорецкая. Но одну из них мы не видим, а только слышим (в каждом спектакле исчезает то одна, то другая): «Мне очень хотелось бы быть здесь. Но меня нет». Потом, конечно, станет понятно, почему так. Актрисы читают кусочки таинственных писем, искренних, наивных, сентиментальных… мы все могли написать такие. Точнейшими, легчайшими штрихами, интонациями романсов, которые они поют, проступают характеры: одна из девушек трагична, другая пышет страстью, третья озорна и весела. И да, и конечно, рояль – он тут персонаж особенный. Поймете, когда придете. И вот еще штука – говорят, что все спектакли разные, что письма каждый раз пишутся разные, но неизменна красота романса, которую мы подзабыли, как забыли, что главное – это все же любовь, смерть, жизнь, мысли, чувства – любые («Могу любить, могу страдать…» - поет одна из девушек). Спешите чувствовать, у нас всех так мало времени. об этом напоминают в финале давние голоса с патефонных пластинок. И когда смолкают они, под шипенье доигранной пластинки откуда-то сверху сыплются конверты – а каждом стихи романса, написанные от руки. Можно взять парочку с собой на память