Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

«Коммунисты России» потребовали запрета спектакля «Горбачев» латвийского режиссера Алвиса Херманиса

Трудно понять, почему этот исповедальный спектакль в исполнении Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова «наносит удар по исторической памяти России и оскорбляет всех россиян». Фото предоставлено Театром Наций
Премьера спектакля «Горбачев» латвийского режиссера Алвиса Херманиса с артистами Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым прошла в Театре Наций еще в октябре, на прогоне успел побывать и сам экс-президент СССР. Но вскоре показы из-за болезни исполнительницы роли Раисы Максимовны прервались, а партия «Коммунисты России» использовала паузу для направления письма-кляузы в Министерство культуры с требованием (не больше и не меньше!) запретить спектакль в стране, поскольку он «наносит удар по исторической памяти России и оскорбляет всех россиян, понесших большие жертвы из-за распада СССР».

Странный демарш, ведь в спектакле (его показ возобновился) почти ничего не рассказывается о периоде, когда Горбачев был у власти. Он ушел из политики почти 30 лет назад, распад СССР представляет собой в нашей стране больную, не пережитую до конца тему, но она уж точно не повод для запретов, которых и без того все больше в нашей жизни.

Автором инсценировки выступил сам Алвис Херманис, а основой ее стали книги мемуаров, тексты Раисы Горбачевой. Режиссер общался и с Михаилом Сергеевичем — в первый раз, еще несколько лет назад, тот позвонил сам, чтобы поблагодарить за понравившуюся постановку «Рассказы Шукшина». В ней, кстати, тоже были заняты Хаматова и Миронов...

Сейчас актеры, играющие Михаила Сергеевича и Раису Максимовну, на сцене вполне равноправны, ведь супруга была для Горбачева неотъемлемой частью жизни. Такой штрих: после августовского путча 1991 года у Раисы Максимовны случился микроинсульт — и президент СССР не вышел к ожидавшим его появления людям, а поехал к супруге в больницу, объяснив, что женат на ней, а не на стране. Этого ему многие не простили, но у Горбачева своя правда.

Актеры на сцене творят чудеса перевоплощения — с помощью жестов, манеры речи, париков, костюмов. В начале спектакля у выздоровевшей Хаматовой особенно легкое дыхание, а Горбачев в исполнении Миронова выглядит неисправимым оптимистом. Первый акт рассказывает о юности героев, его кульминация — их свадьба. Во втором атмосфера сгущается. После переезда в Москву Раису не оставляет тревога за мужа, он успокаивает ее, но и сам становится куда задумчивее. Знаменитая мелодия «Что день грядущий мне готовит» в хрестоматийном исполнении Лемешева красной нитью проходит через весь спектакль. Она слышится и в день назначения героя на должность генсека, после которого Горбачев не выглядит победителем, а готовится «расхлебывать кашу». Он говорит о своей вере в возможность сделать что-то полезное для людей. Сам же период его правления спрессован во фразе: «Эти шесть лет сплелись в один бесконечный рабочий день». Говорится о последствиях путча и добровольном отречении от власти. Горбачевы пересказывают злые анекдоты армянского радио про самих себя, в глазах Раисы Максимовны стоят слезы...

Спектакль и начинается «с конца», с того, что политик вместе со смертельно больной женой вспоминает их общую жизнь. В финале он остается один, а супруга является лишь на миг видением девушки в свадебном платье...

Надо ли говорить, что, несмотря на нынешние призывы «оставаться дома», в зрительном зале не видно свободных мест — кроме тех, что заклеены скотчем. А психологическая дистанция между зрителем и героями на протяжении пьесы все время сокращается.