— Анатолий Владимирович, вы уже выпускали „Маркизу де Сад” в своем „Модельтеатре” и в драмтеатре Смоленска. Новая постановка будет совершенно иной или в
— Все спектакли — разные.
— А в чем тут дело?
— Первая трудность, с которой сталкиваются артисты, — огромное количество текста, длинные монологи. У нас давно разучились такое играть. Вторая трудность в том, что от актера требуется личное подключение, обнаружение в себе качеств играемого персонажа, между тем пьеса весьма острая, на грани приличий, и мало кто может так обнажиться духовно. А без этого она становится скучной и неинтересной. В ней — игра страстей вокруг изощренного и извращенного человека, маркиза де Сада.
— Пьеса необычная, все ее герои, а точнее, героини — женщины
— В спектакле семь женских ролей, пять из них — крупные. В „Модельтеатре” графиню де
— Какими качествами должны обладать актеры, чтобы попасть в ваш спектакль?
— В чужом театре отбираю тщательно: сначала по фотографиям — ищу лица, потом смотрю „живьем”. И все равно часто ошибаюсь. Точного попадания достичь трудно. В Смоленске, например, на „Маркизу де Сад” сразу набрал два состава. Познакомившись с пьесой, одни — отказались, другие — стали высказывать много претензий. В результате играла третья группа. Потом выяснилось, что на сцену вышли в основном артисты, которые крупных ролей до этого совсем не играли. И почти для всех спектакль стал поворотным в судьбе. К слову, актеров, не слишком избалованных ролями и славой, гораздо проще за собой повести — им нечего терять, в то время как любимцы публики боятся „проколоться”.
— В 1987 году вы создали „Модельтеатр”. В труппу вошли ваши сокурсники. Их так и прозвали — „играющие режиссеры”. Нетрудно ими командовать, подчинять себе?
— Они оказались хорошими актерами, прекрасно работают на сцене. И это замечательно, что они вовремя нашли себя, хуже, если бы стали плохими режиссерами. Подчинять — нетрудно, потому мы и вместе до сих пор.
— Режиссеры часто жалуются на отсутствие хорошей современной драматургии. Вы тоже ощущаете дефицит?
—Да и Бог с ней — с современной драматургией. И так много всего написано. Я последний раз поставил пьесу „живого российского автора” в 1990 году. И зарекся. Терпеть, помимо всего еще и драматурга, который капризничает, устраивает истерики, лезет в спектакль — это слишком. Единственное исключение — Ренато Джордано. Но мои с ним прекрасные отношения связаны только с тем, что он живет в Италии и свое произведение в моей постановке не видел. Не уверен, что встреча наша будет радостной, поскольку я из любой пьесы делаю свой спектакль, причем значительно отличающийся от первоисточника.
— Просматривая статьи в Интернете, увидела, что в одном из ваших спектаклей играет Алена Ковалева. Не та ли, что служила прежде в нашем драматическом?
— Та самая. Она занята в спектакле „Моя мать — Марлен Дитрих” в государственном Театре наций. Елена Козелькова играет Марлен Дитрих, а Алена — ее дочь. Калининградские поклонники актрисы могут приехать на спектакль
— А как вообще у Алены дела?
— Она играет в нескольких спектаклях в театре Наций. Кстати, это я туда ее привел. Мы с Аленой знакомы много лет, учились у одного и того же мастера — Семена Аркадьевича Баркана, только в разное время и в разных вузах. Когда Алена переехала из Калининграда в Москву, пригласил работать. Она мне всегда как актриса очень нравилась. Прекрасно помню ее в спектакле Марчелли „Пьеса без названия”. Вообще, на мой взгляд, тот роман Евгения с Калининградским театром драмы был весьма удачным, жаль, что недолгим. Он умеет раскрывать актеров.