Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Похоже, „офисные” сюжеты сегодня самые востребованные. Истории про людей в костюмах и галстуках, написанные моднейшими западными драматургами и никому не известными вчерашними клерками, одна за другой выходят на сцены по всему миру, и те же самые клерки как завороженные их смотрят. Гигантские, непонятно что производящие компании с их корпоративными правилами стали общепринятой метафорой тоталитарной машины, и когда автору интересно порассуждать о подавлении индивидуальности, всеобщем лицемерии, одиночестве и подобных предметах, он тут же берет тему из офисной жизни. И может быть уверен, что его поймут. Трагедии, комедии, психологические драмы и мелодрамы с адюльтерами, документальные исследования, балеты и чуть ли не цирк — все это уже играли в деловых интерьерах и костюмах. „Метод Гренхольма”, знаменитая пьеса испанского драматурга Жорди Гальсерана, написанная семь лет назад, разворачивается скорее как детектив.

Пьесу Гальсерана, по которой пять лет назад уже был снят фильм, Театру наций предложил болгарский режиссер Явор Гырдев, приглашенный на следующий — после Алвиса Херманиса — международный проект театра. Гырдева в Москве немного знают — шесть лет назад на фестиваль „Сезон Станиславского” приезжал его „Человек-подушка” из Варны, и это было первое знакомство столицы со знаменитейшим сегодня драматургом Макдонахом. Два года назад кинодебют Гырдева „Дзифт” получил приз Московского кинофестиваля за режиссуру, а в прошлом году спектакль болгарского режиссера „Калигула” показали на фестивале NET. Для московского дебюта Гырдев выбрал эффектнейшую пьесу в духе „интеллектуального бульвара” — захватывающую, с резкими эмоциональными и сюжетными перепадами, но не слишком сложную, касающуюся множества проблем, но слегка, не очень обременяя зрителя. В общем, то, что нужно для хорошего отдыха человеку, не любящему в театре пустяков, — в 90-х годах такой тип развлечений был принесен на нашу сцену пьесой „Арт” француженки Ясмины Реза.

Сейчас, пока сцена театра ремонтируется, „Метод Гренхольма” играют в Центре Мейерхольда. Войдя в зал, зритель сразу поймет, что не напрасно заплатил свои 2-3 тыс. руб., — хайтековский интерьер „комнаты для переговоров” с множеством блестящих, разнообразно подсвеченных поверхностей, который выстроил болгарский же сценограф Никола Тороманов, выглядит очень шикарно и дорого. На втором этаже стены переговорной установлено что-то вроде гигантского аквариума с замершей акулой — в программке много рассказано про знаменитую „акулу в формалине” Дэмиена Херста и приведены разнообразные суждения об этом дорогом артобъекте, включающие мнения, что Херст ответствен за упадок в современном искусстве. На буклете героям спектакля пририсованы акульи головы. Художник вообще постарался использовать зубастую деталь интерьера как метафору на полную катушку, но все это выглядит несколько притянутым за уши. Так же как и прочие заполнившие буклет дополнительные сведения вроде выдержек из „морального кодекса строителя коммунизма” или объяснений, что такое корпоративная культура. Лихой сюжет „Метода Гренхольма” не требует, чтобы его оправдывали важностью поднимаемой темы.

История начинается с того, что в комнату переговоров гигантской транснациональной компании по очереди приходят четверо соискателей на должность топ-менеджера. Каждый из них прошел уже три этапа интервью, ждет, что сегодня все окончательно решится, и предполагает, что собеседование будет проводиться с ним персонально. Оказывается, что все четверо — кандидаты на высокооплачиваемую должность, которая каждому из них очень нужна. И в течение двух часов в переговорной по заданиям невидимого и как будто откуда-то следящего начальства идет игра, в результате которой победителем должен остаться один. Довольно скоро выясняется, что один из персонажей — все же не соискатель, а представитель компании. Потом ситуация осложняется еще больше. Однако рассказывать о поворотах сюжета не буду, чтобы не портить удовольствие тем, кто пойдет на спектакль. Главный фокус в том, что ситуация все время меняется, о каждом из героев, его личной жизни и характере мы ежеминутно узнаем что-то новое и неожиданное, но никогда не известно, что правда, а что ложь.

Разумеется, в такой ситуации все упирается в актеров, и тут надо признать сразу — ни Явор Гырдев, разыгравший историю Гальсерана как по нотам, ни наши актеры — не ударили в грязь лицом. В целом четыре фигуры в этом спектакле равнозначны, но все же на первый план выходит пара, появившаяся на сцене первой, — Сергей Чонишвили из Ленкома и Игорь Гордин из ТЮЗа. Чонишвили играет человека малоприятного — жесткого, прямолинейного, безжалостного и идущего напролом. Пожалуй, он несколько слишком грубо и напористо играет грубость и напористость, но только до последней минуты, когда вся ситуация вывернется наизнанку и окажется, что его герой тут — главный испытуемый и слабак. Зато Игорь Гордин удивительно изменчив и смешон с самого начала, когда кажется, что он зануда, болтун и аккуратист с нелепой и комичной пластикой. Потом персонаж Гордина станет выглядеть законченным лузером, склонным к унынию и слезам, дальше окажется, что он хитрец, ну а к концу все опять перевернется. Вторая, более молодая пара — известная театральная и киноактриса Виктория Толстоганова и не слишком знакомый Москве Максим Линников. С их персонажами тоже происходят кардинальные превращения: искренняя девушка, стремящаяся работать в команде, в итоге окажется нетерпимой „железной кнопкой”, а насмешливый юный нахал сам сойдет с дистанции, заливаясь слезами. Впрочем, это тоже будет еще не финал. Все эти превращения и есть то, ради чего стоит идти на „Метод Гренхольма”, а все изложенные в программке рассуждения режиссера о „современной системе управления”, „человеческом факторе” и прочих общих местах даже не читайте.