Пьесу Гальсерана, по которой пять лет назад уже был снят фильм, Театру наций предложил болгарский режиссер Явор Гырдев, приглашенный на следующий — после Алвиса Херманиса — международный проект театра. Гырдева в Москве немного знают — шесть лет назад на фестиваль „Сезон Станиславского” приезжал его „Человек-подушка” из Варны, и это было первое знакомство столицы со знаменитейшим сегодня драматургом Макдонахом. Два года назад кинодебют Гырдева „Дзифт” получил приз Московского кинофестиваля за режиссуру, а в прошлом году спектакль болгарского режиссера „Калигула” показали на фестивале NET. Для московского дебюта Гырдев выбрал эффектнейшую пьесу в духе „интеллектуального бульвара” — захватывающую, с резкими эмоциональными и сюжетными перепадами, но не слишком сложную, касающуюся множества проблем, но слегка, не очень обременяя зрителя. В общем, то, что нужно для хорошего отдыха человеку, не любящему в театре пустяков, — в
Сейчас, пока сцена театра ремонтируется, „Метод Гренхольма” играют в Центре Мейерхольда. Войдя в зал, зритель сразу поймет, что не напрасно заплатил свои 2-3 тыс. руб., — хайтековский интерьер „комнаты для переговоров” с множеством блестящих, разнообразно подсвеченных поверхностей, который выстроил болгарский же сценограф Никола Тороманов, выглядит очень шикарно и дорого. На втором этаже стены переговорной установлено
История начинается с того, что в комнату переговоров гигантской транснациональной компании по очереди приходят четверо соискателей на должность
Разумеется, в такой ситуации все упирается в актеров, и тут надо признать сразу — ни Явор Гырдев, разыгравший историю Гальсерана как по нотам, ни наши актеры — не ударили в грязь лицом. В целом четыре фигуры в этом спектакле равнозначны, но все же на первый план выходит пара, появившаяся на сцене первой, — Сергей Чонишвили из Ленкома и Игорь Гордин из ТЮЗа. Чонишвили играет человека малоприятного — жесткого, прямолинейного, безжалостного и идущего напролом. Пожалуй, он несколько слишком грубо и напористо играет грубость и напористость, но только до последней минуты, когда вся ситуация вывернется наизнанку и окажется, что его герой тут — главный испытуемый и слабак. Зато Игорь Гордин удивительно изменчив и смешон с самого начала, когда кажется, что он зануда, болтун и аккуратист с нелепой и комичной пластикой. Потом персонаж Гордина станет выглядеть законченным лузером, склонным к унынию и слезам, дальше окажется, что он хитрец, ну а к концу все опять перевернется. Вторая, более молодая пара — известная театральная и киноактриса Виктория Толстоганова и не слишком знакомый Москве Максим Линников. С их персонажами тоже происходят кардинальные превращения: искренняя девушка, стремящаяся работать в команде, в итоге окажется нетерпимой „железной кнопкой”, а насмешливый юный нахал сам сойдет с дистанции, заливаясь слезами. Впрочем, это тоже будет еще не финал. Все эти превращения и есть то, ради чего стоит идти на „Метод Гренхольма”, а все изложенные в программке рассуждения режиссера о „современной системе управления”, „человеческом факторе” и прочих общих местах даже не читайте.