«Тильзит-театр» из Советска — один из самых известных театров России, и благодаря своей истории, и благодаря зданию с уникальным по изяществу и пропорциям зрительным залом с балконом, обнимающим сцену, выстроенному без году 120 лет назад на пожертвования жителей города. Город в ту пору именовался Тильзит и принадлежал Восточной Пруссии.
Период творческого взлета театра связан с именем режиссера Евгения Марчелли, возглавившего его в 1991 году, а до этого бывшего здесь очередным режиссером. При нем труппа не раз ездила с гастролями в Москву, за границу, участвовала в престижных фестивалях (в том числе и в «Золотой Маске»). Сегодня здание театра стоит на ремонте, который обе-щают завершить к концу нынешнего года, а Марчелли хоть и продолжает живо интересоваться судьбой возрожденного, но, по сути, заново созданного им театра, тем не менее, уже несколько лет пребывает в статусе художественного руководителя Ярославского театра имени Федора Волкова и последнюю постановку на тильзитской сцене осуществил в 2009 году. В общем, ситуация в знаменитом театре сегодня — непростая, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, буквально сейчас в жизни тильзитцев начали происходить кардинальные изменения и знаменательные события. Во-первых, театр только что получил нового главного режиссера — выпускника Вильнюсской консерватории, ученика Римаса Туминаса, Вилюса Малинаускаса. Во-вторых, в последние дни марта Государственный Театр Наций (в рамках совместной с Министерством культуры России программы по поддержке театров малых городов России) провел в «Тильзит-театре» выездной семинар-лабораторию, где приняли участие столичные педагоги и молодые режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга. Результатом недельного пребывания этого «десанта» в Тильзите стали показы рабочих эскизов, а на деле — трех практически готовых спектаклей, в которых задействована вся небольшая (17 человек), но крепкая и богатая на индивидуальности труппа. Из предложенных театру пьес были выбраны три — все переводные, принадлежащие перу современных зарубежных авторов. “Extazy Rave” Kонстанции Денниг, «Оркестр „Титаник“» Христо Бойчева и «Полное счастье» голландцев Чарльза де Текса и Петера де Баана. За исключением Бойчева, чья пьеса «Полковник-птица» в постановке Самарского театра драмы имени Горького выдвигалась на «Золотую Маску», эти авторы практически не известны в России. И тильзитцы стали если и не открывателями этих пьес, то одними из первопроходцев.
Первым был показан эскиз пьесы “Extazy Rave” в постановке выпускника мастерской Вениамина Фильштинского Санкт-Петербургской театральной академии Семена Серзина. Пьеса Констанции Габриелы Луизы Денниг-Штауб — практикующего врача-психотерапевта и по совместительству романиста, драматурга и сценариста, пожалуй, несколько схематична и памфлетна, а каждый персонаж — скорее история болезни, чем живой человек. Главный же диагноз здесь ставится не отдельным героям, а всему современному обществу, равнодушно-жестокому к человеческой личности. Действие разворачивается в гипотетическом 2034 году, в государстве, где люди, достигшие определенного возраста, обязаны сдавать экзамен на интеллектуальную состоятельность. Провалившиеся подвергаются уничтожению посредством укола. Герои пьесы, которым за восемьдесят, сначала ожидают результатов тестирования, а затем присутствуют при их оглашении, принявшем популярную форму музыкального шоу. Грызущиеся между собой, зацикленные на своих ничтожных проблемах старики, представляют собой малоприятную компанию, в которой по ходу действия постепенно просыпается человечность и даже некая товарищеская солидарность. Пафос пьесы направлен не на то, чтобы призвать «милость к падшим», а на то, чтобы обличить общество, способное на подобные патологические изуверства. Более того, один из героев, подвергшихся на общих основаниях тестированию, изобретатель адской машины, решающей кому жить, а кому нет. Правда, Антон (так зовут этого героя) и предположить не мог, как варварски будет использовано его изобретение. И здесь в пьесе появляется еще один важный социально-нравственный мотив — мотив ответственности человека за прожитую жизнь, за собственные открытия и изобретения. Ибо современное общество — Юпитер, пожирающий своих детей. Серзин поставил свой эскиз не о ненужных стариках, а о ненужных людях, о том, что современное общество абсолютно индифферентно к личности. За пять дней репетиций он сумел «оживить» схематичных героев. Стариков, в соответствии с пожеланием автора, играют актеры среднего возраста, которым удалось придать типажам индивидуальные качества, прочувствовав боль своих героев, чего драматургия Денниг, возможно, и не подразумевает…
Болевые точки удалось нащупать и другому выпускнику Санкт-Петербургской театральной академии (мастерская Льва Додина) Георгию Цнобиладзе — автору эскиза «Оркестр „Титаник“» Христо Бойчева. Это — абсурдистская история из жизни бомжей, обитающих на богом забытой станции в ожидании поезда, на котором они наконец-то уедут отсюда, или хотя бы его ограбят. В их мир врывается жулик-иллюзионист Гарри, недвусмысленно намекающий на то, что его фамилия Гудини. Он вносит разброд в нестройные ряды бомжей и сажает их в поезд, в котором нет ни пассажиров, ни машиниста. Ни героям пьесы, ни зрителям так и не дано узнать, существует ли поезд (да и сами персонажи) в действительности. Цнобиладзе решает эту историю почти как реальную. Его выбор пал на площадку местного ДК, на сцене которого он и рассадил зрителей, а актеров поместил на авансцене, где за их спинами тревожно зияет темнота пустого зрительного зала. Деревянные лестницы отлично заменили железнодорожные пути, а Гарри появился не из выброшенного из вагона сундука, а спустился с колосников по железной лестнице. Постановщик дал волю своей фантазии, которая очень точно уравновесила соотношение мистического и реального в пьесе. Получилась узнаваемая и горькая история из жизни выброшенных за борт людей и одновременно философская притча о зыбкости грани между иллюзией и реальностью.
Самой сюжетно определенной выглядит пьеса Чарльза де Текса и Петера де Баана «Полное счастье» о вполне благополучных деловых людях. Но она же оказалась и самой пессимистичной. Герои Денниг и Бойчева живут надеждой. У персонажей «Полного счастья» есть все, чего они хотят. Они не надеются, а действуют наверняка, захватывая желаемое. При таком раскладе кто-то непременно остается в проигрыше, а по большому счету — все. В центре пьесы — треугольник, который язык не поворачивается назвать любовным. Хотя двое героев, муж и жена, вроде и любят друг друга. А третья, их давнишняя подруга, искренне привязана к этой счастливой паре. Но карточный домик их милых взаимоотношений рушится, когда последняя решает завести ребенка. В результате прагматических расчетов (а вовсе не банального адюльтера) отцом ребенка становится муж подруги. Пикантность этой вполне тривиальной ситуации придает то, что жена с мужем решают оставить ребенка себе. Надо сказать, витиеватые взаимоотношения героев в пьесе прописаны психологически точно. Постановщик эскиза, выпускник режиссерского факультета Щукинского училища Родион Букаев не только подробно разобрал пьесу, но и сумел проследить характеры персонажей в динамике, что, казалось бы, невозможно сделать за столь короткий срок. А актеры не только постигли психологию своих героев, но и безукоризненно выучили текст, не пользуясь на показе подсказками. Судьбу эскизов предстоит решать театру, но в каждой из трех работ есть настоящие актерские удачи. Жаль, если они не дойдут до зрителя. А то, что взаимообмен энергиями был полезен и артистам и режиссерам, — сомнений не вызывает.