«Женихи» Исаака Дунаевского в Театре Наций
Театр Наций сыграл первую премьеру. «Женихи» — музыкальная комедия для драматических артистов, режиссер — Никита Гриншпун, среди исполнителей — немало тех, кого еще недавно называли «кудряшами», выпускники ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова. Они танцуют и поют — на радость зрителям.
Искусство пресс-службы театра — составить программку и нагрузить журналистов таким количеством разных интересных материалов, чтобы на «свое мнение» места уже не осталось. Но это нужно, конечно, в тех случаях, когда нет никакой уверенности в собственных силах спектакля. «Женихи» — случай прямо противоположный, в успехе этой затеи уже на премьере сомнений нет: тут — почти цирковая слаженность актерской игры, а без этого и не вышло бы ничего: актерам приходится и бегать, и прыгать, скакать туда-сюда, неверное движение и всё… Больно будет. Ну, не дай бог!
Без короткого исторического экскурса, который любезно предложен в программке, тем не менее не обойтись: «Женихи» Дунаевского появились в 27-м, написал композитор эту музыкальную комедию для Театра сатиры, где тогда работал, поставили ее - в московском Театре оперетты, кстати, 27-й считается как раз годом основания этого театра. А «Женихи» в его истории — второй спектакль.
Что еще важно — в 1927-м НЭП официально еще никто не отменил, но считается, что провозглашенные как раз в этом году пятилетние планы де-факто означали конец прекрасной эпохи, в декабре же, когда станцевали-спели и премьеру «Женихов», в Москве прошел XV съезд ВКП (б), взявший курс на коллективизацию сельского хозяйства, там же и тогда же исключили из партии Троцкого, Каменева, Рыкова и др. Стоит ли добавить, что среди сатирически выписанных героев «Женихов» имеется и фигура дьякона (Артем Тульчинский), а как раз в 27-м РПЦ идет, можно сказать, на мировую с советской властью — выходит так называемая Декларация митрополита Сергия, в обращении к пастве он говорит о лояльном отношении к существующей гражданской власти.
«Женихи» — второй спектакль Никиты Гриншпуна в Театре Наций, на этой сцене, когда еще и сцены этой — год назад открывшейся после реставрации и ремонта — еще не было. Пять лет назад в «Шведской спичке» впервые была предъявлена городу и миру эта замечательная компания, в которой многие надеялись увидеть театр. Юлия Пересильд, Евгений Ткачук, Роман Шляпин, Павел Акимкин, Артем Тульчинский… Театра не вышло. Многие сошлись теперь в «Женихах».
Думается, немаловажно, что у этого спектакля имеется «дополнительный аргумент», во всяком случае, он имелся у режиссера. Дополнительный? А может, как раз такие вещи и следует называть сверхзадачей? Дело в том, что Никита Гриншпун этой веселой и «безмятежной» музыкальной комедией отдает дань отцу и деду — отец, Юлий Гриншпун, был среди пионеров русского мюзикла, руководил многими театрами, а в конце короткой жизни создал собственный частный театр «Ришелье», дед, Изакин Гриншпун, был главным в Одесском театре музкомедии, в те годы самом знаменитом в СССР.
«Гроб с оркестром» — так, наверное, можно было б назвать рецензию на эту премьеру, имея в виду, что на сцене — во всю ее длину и почти во всю высоту художник Зиновий Марголин выстраивает гроб на колесиках, ведь завязка комедии — в смерти, а в роли покойника в финале на сцене появляется один из главных басов русского мюзикла Петр Маркин. А вокруг — живой оркестр! Пересильд, за несколько лет ставшая новой театральной и кинозвездой, тут — в лучших традициях «любовьорловой» — танцует и поет, так что и поверить нельзя, что она же может быть иной, совсем не легкомысленной, почти трагической героиней. Вообще на такое дуракаваляние способны лишь настоящие мастера своего актерского дела, поскольку мастерство тут требуется на каждом шагу, одним задором тут не обойдешься, хотя как раз задора — его тоже хватает на полтора часа без антракта.
И вот эта слаженность, какая-то замечательная сплоченность игры требует еще нескольких слов, быть может, не имеющих самого прямого отношения к этой премьере, впрочем, нет, имеющих. Евгений Миронов складывает в своем Театре Наций какую-то новую интересную модель. Ведь это не антреприза — в так часто ругательном сегодняшнем смысле. И не классический репертуарный театр-дом, какими мы привыкли и по-прежнему еще имеем возможность гордиться. Это какая-то новая модель. Иногда говорят — ну, там такие деньги. Наверное, большие, не знаю. Но «Женихи» ведь хороши не потому, что потрачены на постановку деньги, большие или не очень.