Top.Mail.Ru
Сегодня
20:00 / Малая сцена
Завтра
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

Юбилей драматурга в Театре Наций отметили томатным соком, монологом люстры и речью Тургенева.

450-летний юбилей Шекспира в Театре Наций отмечают весь сезон: здесь уже вышло беззаботно-лицедейское «Укрощение строптивой» Романа Феодори с участием Чулпан Хаматовой и высокотехнологичный «Гамлет. Коллаж» Робера Лепажа, где все роли исполняет Евгений Миронов. Но кульминацией торжеств стала трехдневная акция «Шекспир. Лабиринт», приуроченная к предполагаемому дню рождению великого барда — 23 апреля. 

Театр предложил ведущим представителям современного авангардного театра создать небольшие этюды, посвященные творчеству английского драматурга, и сыграть их в самых неожиданных закоулках театра — от гардероба до буфета. Молодые режиссеры и художники подошли к делу творчески и с юмором. 

В малом зале Музей современного искусства представил интерактивную выставку, где можно было продегустировать яды, пролить голубую кровь Ричарда III, залезть в огромную голову Шекспира и посмотреть мультимедийную «Комедию ошибок» как comedy of error. 

Отсюда начиналось само путешествие. Сначала гости долго спускались вниз по черной лестнице, слушая в наушниках мини-лекцию по шекспировской биографии и параллельно рассматривая экспозицию главного художника проекта Гали Солодовниковой, представившей цифры и любопытные факты из жизни юбиляра в виде остроумных картинок и инсталляций. 

В лабиринтах театра зрители становились свидетелями самых разнообразных прочтений шекспировских пьес. От гламурной оперы Амбруаза Тома в обработке Филиппа Григорьяна, где пышно убранная цветами Офелия поет свою арию, то лаская котенка, то поднимая бокал шампанского, до современного танца двух, надо полагать, могильщиков с черепами на майках в исполнении группы Dialogue Dance.

От привычного минимализма Дмитрия Волкострелова, предложившего публике послушать стихотворение Варлама Шаламова «Фортинбрас», до жутковатого монолога леди Макбет (Елена Морозова). Режиссер Тимофей Кулябин заставил актрису отмывать выпачканные красным обрубки — якобы замаранные в крови руки.

Шекспир вообще один самых кровожадных авторов — редкая пьеса у него обходится без горы трупов в финале. Эту тему решил обыграть кукольный театр «Трикстер», устроив черное кулинарное кабаре по мотивам «Тита Андроника», где зрителей угощали кровавым томатным соком и людоедскими пирожками с мясом. 

Впрочем, в спектакле апеллировали не только к Шекспиру, но и к шекспироведению. Актеры Liquid театра прочитали речь Тургенева к 300-летию драматурга как громогласный политический манифест, объявляющий Шекспира исконно русским по духу писателем.

А режиссер Юрий Квятковский иронично прошелся по бесконечно дискутируемой теме авторства гениальных пьес и предложил зрителям вступить в орден анонимных драматургов, надеть шекспировские маски, вооружиться гусиными перьями и тут же, на месте, придумать новую, якобы только что найденную в архивах трагедию, сюжет о которой уже снял один вездесущий телеканал. Но от коллективного креатива настоящий Шекспир, которого сыграл осветитель театра Никита Федун, начал так бешено вертеться в гробу, что покойника едва сумели утихомирить.   

Ну а завершилось это впечатляющее путешествие монологом люстры, заговорившей голосом Лии Ахеджаковой. Свидетельница первых премьер Театра Корша, располагавшегося в этом здании до революции, люстра вспоминала о легендарной «Буре» Николая Синельникова, поставленной в 1901 году. Правда, старая дама путала имена и детали, но это уже не так важно.

Отпраздновав день рождения Шекспира таким неформальным способом, без пафосных речей и официоза, Театр Наций доказал, что юбиляр еще молод душой, не чужд хулиганства и по настоящему универсален, то есть открыт для самых разных жанров и трактовок. Не исключено, что эту разовую театральную акцию еще будут повторять и, возможно, включат в репертуар — жанр спектакля-путешествия стремительно входит в моду.