На прошлой неделе завершился юбилейный Х всероссийский фестиваль театров малых городов, который патронирует Театр Наций. Форум проходил, как и полагается фестивалю с таким брендом, в маленьком городе Пермского края – Лысьве. За десять лет существования фестиваль приезжает в город с населением в 78 тысяч в четвертый раз.
На прошлой неделе завершился юбилейный Х всероссийский фестиваль театров малых городов, который патронирует Театр Наций. Форум проходил, как и полагается фестивалю с таким брендом, в маленьком городе Пермского края – Лысьве. За десять лет существования фестиваль приезжает в город с населением в 78 тысяч в четвертый раз.
За неделю на трех сценах Лысьвенского драматического театра – малая, средняя и большая – были показаны 18 спектаклей. География необъятной родины на этом форуме также была представлена широко: от Тильзита (г. Советск) до Комсомольска-на-Амуре.
У хозяев фестиваля на этот раз была двойная радость. Помимо того, что на неделю городской театр Лысьвы стал центром театральной России, спектакль местного театра "Игроки" по пьесе Н. Гоголя получил гран-при и в следующем сезоне будет показан в Москве.
Молодой режиссер Илья Ротенберг, руководящий театром, поставил этот спектакль и перенес время действия в наши дни. Гоголевские мошенники, карточные игроки, шулеры и надувалы, приобрели в этой постановке тарантиновский окрас. Эти игроки вышли из шинели "Криминального чтива", только родились они на нашей, родной почве.
И чужак карточный шулер Ихарев (Кирилл Имеров), и местная банда, возглавляемая Утешительным (Михаил Тихомиров), – винтики уголовного мира. Черные техасские шляпы, надетые на всех, – знак этой привилегии. На этой территории ржавого ангара с подпольным карточным бизнесом нет никаких правил, и организованная преступность живет точно так же, без воров в законе, потому что нет никакого закона. И неважно, что Замухрышкин (Валерий Себекин) окажется на самом деле чиновником не из Приказа. Этот точно когда-то трудился на госслужбе. Его вымогательство взяток высокопрофессионально. Этот берет все, что дают и не собираются давать. Покидая подельников, он захватывает со стола и бутылку, и салфетку, и ведро для бутылки.
Премию за спектакль лучшей малой формы получил театр "Наш дом" из Подмосковья, г. Химки. Молодой актер театра Сергей Метелкин сам поставил спектакль "Доктор. Первый год" по "Запискам юного врача" М. Булгакова и сам сыграл роль доктора. В сборнике рассказов о тяжелой доле уездного врача, спасающего темный народ, Сергей Метелкин нашел и убедительно воплотил неожиданную интонацию – идеализма молодого доктора, который едет не в изгнание, не в добровольную ссылку. Он счастлив оттого, что может осуществить свое предназначение.
Его врач, неуверенный в своих профессиональных действиях, несмотря ни на что, испытывает какое-то особое воодушевление, когда спасает жизни этих странных людей. Актер подробен в проживании этой жизни, и когда впервые ему приходится ампутировать ногу пациентке, и когда спасает девочку от дифтерита, и когда опять же впервые в его практике случается летальный исход. Простота чувств, намеренно наивная театральность усиливают впечатление от этой работы театра.
Жюри отметило спектакль драматического театра из Комсомольска-на-Амуре "Преступление и наказание" только дипломом. Однако эта работа режиссера Татьяны Фроловой, которая создала двадцать лет назад свой театр "КнАМ" и востребована Европой куда больше, чем на родине, выделялась в афише фестиваля. Мы увидели современный театр с поиском нового выразительного языка. Дело не только в том, что режиссер активно использовала видеоарт, а в том, что проза Достоевского была прожита как современная, словно опыт новой драмы вошел в инсценировку этого романа. Монолог Мармелодова (Виктор Пушкин ) о нищете как пороке казался текстом, написанным сегодня.
Сам же Раскольников (Иван Бекбаев) заболел идеей преступления, потому что мир вокруг не только попустительствует злу, а стер разницу между добром и злом. Все – и Соня (Ксения Лелькина), и родная сестра Авдотья Романовна (Надежда Стерюкова) – объекты купли-продажи. Этот Раскольников сознается в преступлении, но не раскаивается. Фролова выносит за скобки эпилог романа и ставит точку на словах, что Родион Романович все-таки не раскаялся.
Этот театр ехал до Лысьвы два дня. Удаленность его от центра обрекает на изоляцию. Но оказалось, что самый удаленный в географическом положении театр показал самый современный спектакль.
Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов, который всегда приезжает на фестиваль, не передоверяя свои полномочия своим помощникам, надеется, что будет создана ассоциация театров малых городов России. Ему и его команде удалось оформить целое движение таких коллективов, которые являются самыми уязвимыми, самыми беззащитными в рыночной экономике. Люди работают с годовым бюджетом в 90 тысяч рублей. Директора многих театров не знают каждый месяц, чем платить зарплату артистам. Театр Наций взял под защиту тех, кого могли бы закрыть в любую минуту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции