Первая кукольная постановка в репертуаре Театра Наций. Спектакль "Ходжа Насреддин" поставил Тимур Бекмамбетов. Марионетки говорят голосами известных артистов, а сценическое оформление напоминает об эстетике чёрно-белого кино. Тимур Бекмамбетов проверяет все детали, постоянно вносит правки, бесконечно переписывает фонограмму. Он дебютирует как театральный режиссер. Ставит кукольный спектакль. Бекмамбетов, известный по кино проектам, начинал свой путь именно в театре. С 14 лет работал в народном театре – делал декорации. Позже в Ташкенте учился на театрального художника и сотрудничал с труппой "Ильхом". Потом отношения со сценой надолго прервались, но оставалась мечта – поставить спектакль. "Я всю жизнь мечтал рассказать историю про Ходжу Насреддина. И не мог найти способа – как. Потому что Ходжа персонаж очень метафизический. Он как бы человек, но он на самом деле не совсем человек. Это некая сущность, и он странный, он Джокер. Это про творчество. Человек, который сам является результатом деятельности творца и продолжает ежесекундно творить и создавать свои собственные миры. И это то, что мне интересно в жизни – создавать миры, творить, переворачивать смыслы", – рассказал режиссер Тимур Бекмамбетов. Озвучивают персонажей – знаменитые артисты. Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов. Худрук театра Наций Евгений Миронов утверждает, что ни у одного другого драматическом театра столицы – в репертуаре нет кукольного спектакля. Для него лично – это актерский дебют в кукольном спектакле. Изначально задумывали постановку с живыми актерами, но в процессе работы стало ясно, что для этого материала нужна другая форма. "Мы шли прям на ощупь. Не было такого, что вот уже готовый спектакль, артисты озвучивают. Или сначала артисты озвучивают. Вначале были изготовлены две куклы буквально – ишака и Ходжа Насреддина. Дальше мы стали на озвучивании пробовать характеры. Попробовали, дальше ребята стали пробовать с куклами. Мы стали понимать, чего-то не хватает, стали дописывать, переписывать. Он рождался очень сложносочиненно", – сообщил народный артист России, актер Евгений Миронов. Актер Евгений Шавкунов, который ведет куклу, как и его персонаж на завтрак тоже ест овес, чтобы быть с Ишаком на одной волне. У кукольников очень трудная работа – марионетки хоть и маленькие, управлять ими физически тяжело. "Он открывает ротик, есть у него еще такая история – что он шевелит хвостиком, это очень мило. Вот сейчас я держу, и у меня уже начинает уставать плечо. То есть это постоянно вот в таком положении ты стоишь до антракта полусогнутый. Но на самом деле тяжесть спектакля ты ощущаешь только после, то есть когда проходит спектакль, когда антракт, то есть ты тогда ощущаешь – да, болит спина. А когда ты в спектакле, когда ты работаешь, то тяжести никакой не чувствуешь. Потому что ты в процессе. В любимом процессе", – признался актер Евгений Шавкунов. Для Чулпан Хаматовой это не первый опыт работы в кукольном театре – она озвучивала паровоз в спектакле Резо Габриадзе, называет себя фанаткой этого мастера. И говорит, что обожает талантливые кукольные спектакли. "Они просто волшебники. Они неживую материю превращают в живую, превращают во что-то, чему ты начинаешь соучаствовать, сопереживать. Для меня это абсолютная магия. Это доказательство того, что можно минимальными способами сделать искусство настоящее", – отметила актриса Чулпан Хаматова. Этот кукольный спектакль – постановка для всей семьи. Детям будет интересен приключенческий сюжет, а взрослым – философский смысл. Вот мудрость от Ходжи: "Чтобы нарубить много дров, нужно время от времени точить топор". И размышления Ишака: "Какой это странный подарок – свобода. Вроде бы тебе что-то дали, а при этом у тебя ничего нет".