— В моей жизни было много чего, всего понахваталась, но я дилетант. Ничего серьёзного из меня не получилось. Ни музыкантом не стала, ни фигуристкой, однако всё это мне очень в жизни пригодилось.
— При таком разнообразии занятий как вы учились в школе?
— Не могу сказать, что очень хорошо. Я училась в английской спецшколе, с преподаванием некоторых предметов на английском языке. По гуманитарным предметам шла неплохо, в технических была дебилка. Кошмарные сны, что меня вызывают по физике, математике или химии, мне снились лет до тридцати.
— На улицу время оставалось?
— Я много времени проводила на улице. Играла в основном с мальчишками в
— Авоська была с
— Нет, пустая авоська. Мне даже не было обидно, потому что это очень трогательно, когда тебя лупят авоськой. Я вообще в жизни была такой авоськой. Очень смешной, нелепой девочкой. В друзьях — мальчишки, поэтому о
— Клички у вас в ту пору были?
— В школе звали „айсбергом”. Я очень быстро вытянулась, поэтому кличка не была обидной. Мама звала „лошарик” — жеребёнок, а папа звал „кутя” — щёнок.
— Ваш папа Илья Рутберг известен как актёр, но начинал он с пантомимы.
— Он выступал на эстраде, а его номера „Жираф” и „Опоздавший на лекцию” имели колоссальный успех. Потом он стал преподавать. На его занятиях был Марсель Марсо. Они с ним переписывались. Марсо бывал у нас дома. Папа ездил к нему в гости в Париж. Среди папиных учеников и Слава Полунин. До своего отъезда он был близким нам человеком.
— В пятом классе, решив стать актрисой, вы, наверное, мечтали играть принцесс.
— Больше всего мне хотелось сыграть
— Куда решили пойти учиться после окончания школы?
— Решила в Щукинское, а поступила в ГИТИС на эстрадный факультет. Два года училась на одни пятёрки и каждый год поступала снова и снова в Щукинское. Папа ждал меня у училища, чтобы забрать с очередного провала, всю в слезах и соплях. Наконец, сердце его дрогнуло. Он позвонил Владимиру Георгиевичу Шлезингеру, заведующему кафедры Щукинского училища и попросил послушать меня лично. Шлезингер сказал: „Да”.
— А не проще было перевестись?
— Ну,
— Обычно выпускники Щукинского института почти не участвуют в показах, сразу идут работать в Театр им. Вахтангова.
— Мы показывались во все театры, и меня везде брали. Это был ужас! Дважды в жизни очутиться в совершенно противоположных ситуациях. Три года ты поступаешь, и тебя никуда не берут, а после окончания берут везде. Я не могла понять, что происходит, чуть не дошла до нервного срыва. Это такие инсулиновые качели, и то и другое очень трудно выдержать.
— И что вы выбрали?
— Выбрала Детский театр, потому что мне предложили там две главные роли. Сразу после окончания Михаил Александрович Ульянов сказал, что возьмёт меня в штат и что это высокая честь стать вахтанговкой. Я поинтересовалась тем, что буду играть. Не получив ответа, сказала, что оставляю за собой право показываться в другие театры. Он кричал так, что стёкла дрожали. Спустя месяц мне позвонили из Вахтанговского театра. За меня боролись Алла Александровна Казанская, у которой я училась, В. Иванов, В. Шалевич, В. Коваль. Михаил Александрович вообще ничего не понимал по поводу меня: „А что будет играть это лицо в нашем репертуаре?” Все в один голос убеждали его, что я буду играть, и действительно, мне предложили главную роль в „Зойкиной квартире”, и в течение восьми лет у меня было по две премьеры. М. А. Ульянов ко мне хорошо относится, уважительно, но он до сих пор не понимает, что со мной делать, потому что я совершенно не его женский типаж.
— Вы играли в „Опере нищих”
—
— Спектаклям Р. Виктюка повезло больше. На них были аншлаги. Он поставил в вашем театре „Даму без камелий” и „Я тебя больше не знаю, милый”. Вы играли в обоих.
— В моей жизни было три режиссёра, которые сформировали во многом моё творческое оснащение. Сначала Гаррий Маркович Черняховский, потом Пётр Наумович Фоменко и затем Роман Григорьевич Виктюк. Это три системы координат, которые отрицают друг друга. То, что прекрасно у Фоменко, то, во что надо верить как единственно возможной правде, абсолютная неправда у Виктюка. Переходя из рук в руки, надо было отречься от предыдущего. Я просто в восторге от того, что мы делали с Виктюком, и воспитана во многом им, я его артистка. Он большой художник, обладает огромной энергией, невероятной фантазией. Просто фейерверк
— Вы сыграли в трёх спектаклях Владимира Мирзоева, но не назвали его в числе любимых режиссёров.
— Я познакомилась с Володей на первом его большом спектакле „Хлестаков”, когда он был абсолютно никому не известен, и если бы не Паша Каплевич, он никогда бы известным и не стал. Мирзоев пригласил на главные роли трёх артистов из нашего театра: Владимира Симонова, Максима Суханова и меня. Мы бросились в эту историю. Мы её ткали, создавали. Трагифарс, гротеск — это во многом моя среда, поэтому репетировала с огромным удовольствием. Дальше всё было сложнее. Могу сказать, что ещё очень любила первый акт „Короля Лира”. Во втором акте так многое и не поняла, а вот финал был изумительно красивый.
— Вы не боитесь спрашивать, когда не понимаете?
— Всегда спрашиваю, потому что если артист не понимает, что он играет, то зрителю в десять раз труднее это понять. Я пытаюсь соответствовать замыслу режиссёра, но так, чтобы в этом можно было дышать. Когда мы с Володей попали в безвоздушное пространство, то сильно поссорились. Тогда возникла сложная ситуация.
— Сейчас в вашем родном театре у вас осталась одна роль в „Пиковой даме”, да и та последний раз шла в январе.
— Абсолютно осознанно это делаю.
— Вне театра в
— В Доме актёра по инициативе Маргариты Эскиной прошёл мой творческий вечер. Режиссёром был Владимир Иванов, музыкальным руководителем Татьяна Агаева. На основе этого вечера, волею судеб, я создала собственный проект „Вся эта суета”. В нём тринадцать музыкальных номеров, прописана история по принципу кабаре. Когда увидела фильм „Кабаре”, то просто с ума сошла. Мне очень хотелось работать в этом жанре, потому что это сплав музыки, пластики, актёрской игры. При этом идёт разговор на серьёзные темы. Всё произошло в два дня. Нашлись деньги, Маша Данилова согласилась делать костюмы, а шили их в Театре имени Рубена Симонова. Андрей Климов и Ксения Полещук готовили декорации. Затем появились помреж, администратор и директор. У спектакля есть гримёр и костюмер. На сцене блистательное трио музыкантов. Всё как в настоящем театре. Играем мы его уже второй сезон в Театральном центре „На Страстном” благодаря Михаилу Пушкину. Большинство людей, когда создавался этот спектакль, не хотели брать деньги. Для меня это самая большая награда. Значит, за то время, что существую в театре, я всё же
— В спектакле „Доктор Чехов” в
— В этом спектакле начинала с того, что была Фирсом, потом Шарлоттой, Заречной, Аркадиной, генеральшей из „Платонова”, Ириной и Машей из „Трёх сестёр”, Саррой, в конце — Чеховым. Мне клеили бороду, усы. Я была женской ипостасью Чехова. Нравились мне Шарлотта, Аркадина, Заречная и генеральша. Совершенно невыносимая была сцена с Серёжей Бехтеревым, который играл Вершинина. Играл так, что я думала, что у меня сердце разорвётся. Сережа просил: „Ты только не плачь”, а у меня слёзы сами по себе катились.
— Когда вы первый раз попали на съёмочную площадку?
— Первый раз вошла в кадр спиной. Мне было
— Вам не кажется, что в жизни ваша героиня из телесериала „Участок” вряд ли смогла бы жить в деревне?
— Когда я приехала сниматься, Нина Ивановна Русланова воскликнула: „О, смотрите, самое деревенское лицо в нашей картине!” В деревне и не такие лица встретишь. Моя интеллигентка вышла замуж. Муж привёз её к себе домой в деревню, и она так там и осела. Такая овца из девятнадцатого века.
— В фильме „Мужской характер” вы играете киллера. В вашем характере есть
— Безусловно. Я умею добиваться результата, противостоять хамству, наглости, подлости. Я человек шпаги, умею постоять за себя, и не только за себя.
— Ваш голс часто звучит в рекламе.
— Я не так много работаю в рекламе, а вот за кадром мой голос звучит на канале „Культура” в циклах передач, документальных и публицистических фильмах. Для такой работы нужен особый настрой, потому что голос за кадром звучит, как музыкальный инструмент, и нужно определённое умение владеть им. Ведь я не могу помочь себе игрой. Нужно внятное словесное действие.
— Ваше появление на „Фабрике звёзд” вызвало удивление.
— Появилась там только один раз, и после того как сформулировала в кадре своё отношение к
— Чем занимается ваш сын? — Грише девятнадцать лет. Он учится в Международном институте рекламы, безусловно тяготеет к актёрству, но насильно толкать его не буду. Пусть у мальчика будет нормальная профессия. Его приглашали сниматься, но он отказывался. Гриша никогда не выходил на сцену, как многие актёрские дети, и не снимался в кино.
— Как оценивает вашу работу?
— Он очень чётко считывает, понимает, где плюсую, потому что хорошо меня знает. Мы с ним похожи. Он сразу подключается ко мне. Говорит точные вещи, очень за меня переживает, волнуется, как и вся моя семья.