Так, по крайней мере, решили обладатель европейской премии „Новая театральная реальность” Андрей Могучий и художник, один из создателей инженерного театра „АХЕ”, Максим Исаев, со всем своим „громокипящим”, неудобоваримым, шутовским бредом ввалившись на престижную и, как показала недавняя премьера „Фрекен Жюли”, вполне буржуазную сцену Театра Наций.
Не берусь пересказывать всю историю с множеством ветвящихся и путаных линий. Антиутопия о вулканическом острове, откуда давно сбежали все, кто смог, а оставшиеся женщины трудятся на бывшем металлургическом комбинате, превращенном в производство по переработке бычьих яиц, обеспечивающих жизненную силу бессмертному тирану острова
Заунывные песни, мрачный конвейер, атмосфера постапокалиптической тирании, группа художников- акционистов,
Идея этого странного сочинения возникла у Могучего при мысли о Лии Ахеджаковой и ее донкихотском образе. Но понять это можно только к финалу. В самом начале Мария, героиня Лии Меджидовны, мало чем выделяется из среды скромных тружениц
Она молчит почти весь спектакль, и ее историю мы узнаем по частям. Дочка репрессированного и спрятавшегося в цирке фокусника, она заменила мать в номере с метанием ножей, после того как та сбежала с другим циркачом. Запивший с горя отец неудачно метнул нож и отрезал девочке ухо. Тогда она сбежала, жила как все, пока однажды полицейский не огрел ее дубинкой по голове. С тех пор ее картина мира стала решительно другой. Ее муж Антон, бывший герой металлургического производства, последние
На острове мертвые живут рядом с живыми, окончательно превращая жизнь островитян в фантасмагорию. В финале облаченная в донкихотские доспехи маленькая и бесстрашная Мария — Ахеджакова берет на себя миссию убитого Антона и обретает дар огненной речи.
Мария отправляется на бой с тираном, вооруженная лишь верой в необходимость свободы. Этот финал Circo Ambulante явно вписан в новейшую историю России как опыт театрального ответа на злобу дня. Трудный для просмотра, заставляющий мучительно следить за все новыми и новыми подробностями бесконечно разрастающегося сюжета, лишенный драматургической логики и напряжения, мало похожий на театр вообще, кажущийся провальным и с недоумением воспринятый публикой, пришедшей насладиться Чулпан Хаматовой, спектакль Могучего дарит совсем иные переживания. Он честно фиксирует фантасмагорическую, полную депрессивных коллизий реальность, он целиком зависит от сотворчества его участников и не желает быть лишь качественным продуктом для буржуазного потребления, он демонстрирует неготовность актеров на предельную свободу на личное творчество, но он им (и нам) ее обещает. Он заставляет недоумевать и ужасаться, брезгливо морщиться и восхищаться, а это уже больше, чем то благообразное „ничто”, которым кормят нас зачастую театры.