Top.Mail.Ru
Завтра
19:00 / Основная сцена
Завтра
19:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

В основе постановки — повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Первые спектакли пройдут 20, 21 сентября на Малой сцене. Билеты стоят от 8 тысяч до 25 тысяч рублей, и их раскупили ровно за минуту после старта продаж.

Ритуальный зал. Идет подготовка к похоронам. Расставляют цветы. Вносят гроб. Старушка молится. Пришедшие на прощание обсуждают свои житейские проблемы, кто-то планирует вечернюю игру в бридж, доктор до сих пор не может определится с диагнозом умершего, плачет жена, не зная, где теперь брать деньги, коллеги обсуждают образовавшуюся вакансию.

В гробу то главный герой — судейский чиновник Иван Ильич, его играет Евгений Миронов, — то его двойник, роль которого в портретном гриме Миронова исполняет Леонид Тимцуник. Он будто душа Ивана Ильича, больного, немощного, а сам Иван Ильич смотрит на свою жизнь словно со стороны и пытается обмануть себя, что победит болезнь и не умрет, что он хороший человек, который всю свою жизнь играл по правилам. Семья и коллеги стоят у гроба. Иван Ильич пытается привлечь к себе внимание, но его никто не видит и не слышит. И всем он, в общем, безразличен.

Когда он болел, его вроде лечили, о нем вроде заботились, доктор выписал рецепт, который невозможно прочитать, а диагноз — понять. На протяжении всего спектакля в разное время появляется гардина, которая и стала причиной болезни Ивана Ильича. Он полез на лестницу ее поправить, но упал и ударился. Гардина — это знак, говорит режиссер спектакля Валерий Фокин:

Валерий Фокин, режиссер: «Началось все с пустяка, и Толстой пишет о чем? О том, что мы не задумываемся часто в нашей жизни, что какая-то случайность, на которую мы даже не обращаем внимания поначалу, является началом какого-то невероятного этапа в нашей жизни, может быть, страшного и, может быть, трагического. Вот так тут случайность — смерть — сразу дает ему новое качество, попытку осмыслить, а зачем он живет? Почему? Заставляет его попытаться ответить на самый главный вопрос: а зачем, собственно, эта жизнь нам дана и что в ней правильно? И что неправильно? Я не могу обозначить жанр, он многослоен, там разные жанры, потому что речь идет о жизни и смерти, это всегда и страшно, и ужасно, и смешно, и драматично, ну, как это обычно бывает».

«Жил легко, приятно, прилично, а потом на этой гардине, как на штурме, потерял жизнь, почему я?» — восклицает Иван Ильич.

И только перед самой смертью он осознает, что вся его жизнь была фальшивой — жена, семья, служба. Пытается вспомнить что-то настоящее, а оно было только в детстве. В момент этого осознания появляется свет, и Иван Ильич идет к нему. Продолжает художественный руководитель Театра наций, актер Евгений Миронов:

Евгений Миронов, художественный руководитель Театра наций, актер: «Человек до самой последней секунды все равно держится за свои принципы жизненные, которые, как он в самом конце понимает, ничего не стоили, что он жил не так. История эта не о смерти, а о страхе смерти, который разбивается в пух и прах осознанием большого смысла в конце. В концепции Толстого вот такая жизнь, обыкновенная, бессмысленная, — это и есть смерть. А то, что он пропустил, и куда он потом, по версии Толстого, должен прийти, там, где свет божественный, — туда улетает дух. Потому что жить «легко, приятно и прилично» — это такая установка для Ивана Ильича — оказалось, что это ошибка».

В соцсетях те, кто уже видел спектакль на предпремьерном показе, называют его будущим театральным хитом. И, похоже, достать на него билеты будет непростой задачей еще долго — с учетом того, что играют в камерном пространстве и мест в зале мало.