касса +7 (495) 629 37 39
3 сен
20:00 / Малая сцена
4 сен
20:00 / Малая сцена
касса +7 (495) 629 37 39
Меню
В связи с профилактическими работами продажи будут приостановлены с 20:00 до 24:00
Назад

23 декабря на малой сцене Театра Наций в Москве состоится премьера спектакля по роману Эльфриды Елинек «Любовницы». Именно этот роман, опубликованный в 1975 году, привлек внимание общественности к творчеству Елинек. С тех пор писательница издала еще семь книг, стала лауреатом Нобелевской премии.

Как говорит режиссер Светлана Землякова, ее заинтересовала история о мире, в котором нет любви: «Это мир, где роли мужчины и женщины уже предопределены, их сложно нарушить, поменять. Человек в таком мире очень боится потеряться, не успеть куда-то, что-то пропустить. Если в мире господствует страх, и нет любви, то человек прислушивается только к очень грубым сигналам, к каким-то животным инстинктам. Все наши идеалы и чаяния оборачиваются полной тому противоположностью. Страх гонит человека по проторенному пути, лишая его тем самым возможности новых встреч. И самое главное – неожиданной встречи с любовью.

В романе Елинек сильна сатирическая составляющая. Она обличает и обнажает наш мир, оставляет голый каркас от привычных жизненных сценариев и моделей – они выглядят в романе довольно неприглядно. В основе две истории. Если рассматривать их с иронией – это положительный и отрицательный примеры достижения жизненных ценностей. В одном случае девушка добивается жизненного комфорта, о котором мечтает большинство людей. Но эта модель – душная, убивающая жизнь. Во втором примере человек совершает ошибки, оказывается у разбитого корыта. Но в той пустоте больше воздуха, чем в комфортном мире. Как ни странно, пустота содержит многоточие, в нем видна возможность начать другую жизнь, возможность поиска иных путей.

Мы работаем на малой сцене, камерное пространство мне представляется наиболее подходящим для разговора на столь некомфортные темы. Здесь трудно найти положительных героев. В российской театральной традиции принято искать «свет в конце тоннеля», непременно сочувствовать персонажам, да и актеров у нас неслучайно учат быть «адвокатами своих ролей». Разумеется, когда человек сломлен, разбит, унижен, ему все равно невольно сочувствуешь. Но при этом мне хотелось бы не оправдания персонажей, а большей честности в этом разговоре, называния вещей своими именами. Именно это пытаюсь спровоцировать в актерах».

Над спектаклем также работают художник-сценограф Денис Сазонов, художник по костюмам Екатерина Злая и художник по свету Сергей Васильев.